По словам министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, Крымская платформа обеспечит продолжение международного давления на Россию.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба объясняет, что Крымская платформа, презентация которой состоялась на этой неделе, направлена на то, чтобы никто не забыл о российской аннексии полуострова в феврале 2014 года, через несколько дней после того, как Владимир Путин приказал своим спецслужбам провести эту операцию, что он позже сам же и признал. Двумя десятилетиями ранее Киев и Москва подписали Будапештский меморандум, согласно которому Украина избавилась от своего ядерного арсенала в обмен на неукоснительное соблюдение Кремлем ее территориальной целостности. Как информируют Экономические новости, об этом пишет испанская ежедневная общественно-политическая газета El País.
– Ваше правительство представило Крымскую платформу как “новый способ вернуть аннексированную территорию”. В чем заключается дорожная карта?
– В отличие от Донбасса, Россия не желает обсуждать возвращение Крыма в состав Украины. Нам необходимо мобилизовать всех международных игроков, заинтересованных в прекращении оккупации и восстановлении международной законности, и мы должны систематизировать эти усилия. Платформа имеет три уровня: межправительственный, межпарламентский и огромную международную сеть экспертов. Офис будет координировать внутреннее межведомственное сотрудничество. Министерство иностранных дел будет заниматься санкциями, экологическими проблемами, которые создает Путин, и защитой прав человека. Буквально на днях Федеральная служба безопасности (ФСБ) России провела рейд по татарским домам в целях мести… Это будет нелегко, это не произойдет по щелчку, но дорожная карта – это системная работа. У нас нет сроков, но я на 100% знаю, что это возможно и мы добьемся своей цели.
– Россия отрицательно отнеслась к данной инициативе.
– Мы хотим, чтобы вопрос Крыма не угасал. Мы живем в мире постоянных кризисов, важные события происходят каждый год, и именно поэтому мы должны держать Крым в центре внимания. Именно поэтому Россия нервничает, она знает, что этот механизм не ограничен во времени.
– Более 45 стран поддерживают эту инициативу, входит ли в их число Испания?
– Да, Испания есть в этом списке. Есть и другие желающие присоединиться, но по разным причинам они не делают этого сейчас. Платформа будет оставаться открытой, и со временем, я уверен, к ней присоединятся многие другие страны.
– Платформа создана сразу после того, как две поддерживающие ее страны, США и Германия, согласились разблокировать газопровод “Северный поток-2”.
– Это совершенно не ослабило нашу инициативу. Мы чувствуем большую и постоянную поддержку со стороны США, они активно поддерживают нас на Крымской платформе. Северный поток 2″ – это отдельный вопрос, вопрос, который нас не радует, но мы не видим прямой взаимосвязи между ними, потому что вопрос Крыма стоит выше политики. Это преступление – огромный прецедент для Европы после Второй мировой войны. Это вопиющее нарушение международного права. Поддержка нас по Крыму – это гораздо больше, чем политическое обязательство, это моральное обязательство для стран, которые ведут активную политику и уважают международное право, права человека и мировой порядок.
– Есть и другие государства, которые также имеют территориальные претензии и важны для России, например, Китай или Турция. Поддерживают ли они вашу инициативу?
– Турция участвует в работе платформы. Китай на момент разговора не подтвердил свое членство.
– Кремль выдает гражданам российские паспорта и инвестировал в Крым огромные суммы денег. Более того, не только Путин отстаивает идею о том, что он русский. Аналогичного мнения придерживаются и другие политики, такие как Владимир Жириновский и даже Алексей Навальный. Возможны ли переговоры?
– Россияне при каждом удобном случае говорят, что вопрос Крыма закрыт. Но они повторяют это так часто, что все понимают, что это не так. Россия не сможет выдержать постоянного давления со стороны международного сообщества. С другой стороны, нет смысла разговаривать с такими людьми, как Жириновский или те, кто связан с Путиным. Ведь речь идет не только о Крыме, а о самом существовании Украины. В любом случае, если Россия хочет говорить, мы будем рады сесть с ними за стол переговоров, если только речь идет о прекращении оккупации, а не о другой повестке дня.
– Кремль обратился в Европейский суд по правам человека по поводу прекращения подачи воды в Крым. Будет ли вновь открыт канал?
– Канал, снабжающий Крым водой, возобновит работу только после полного прекращения оккупации. Это совершенно очевидно. Согласно международному праву, именно оккупант должен взять на себя ответственность за проблемы на захваченной территории. Это правило, а Россия – оккупант. Когда жители Крыма не могут купить что-то из-за санкций или отсутствия воды, это не ответственность других. Это Россия должна все исправить, потому что именно она принесла все эти проблемы в Крым. Более того, они милитаризировали территорию новыми базами, которые требуют много воды. Без них населению было бы всего достаточно.
– Кремль протолкнул закон, который квалифицирует как преступление заявление о том, что Крым не принадлежит России. Может ли подобное произойти в Украине?
– Мы – либеральная страна, и мы не занимаемся решением проблем подобным образом. Да и нам это не нужно. Потому что у нас никто не отрицает, что Крым – украинский. Когда Кремль вводит подобные законы, это происходит потому, что ему нужно юридически навязать людям обязанность лгать, потому что граждане сомневаются. Россия очень лицемерна. Если говорить, например, о “Талибане”, вы должны знать, что по закону эта группировка запрещена в России за экстремизм. Однако Москва сотрудничает с ними, нарушая собственное законодательство.
– Сахалин, Фолкленды… некоторые территории до сих пор являются предметом спора спустя десятки и сотни лет. Затянется ли это надолго?
– Когда речь идет о территориальной целостности, время не имеет значения, важен результат. Если мы будем каждый день упорно трудиться для достижения этой цели, мы победим.