Поездка президента Украины Зеленского в Вашингтон может быть успешной для него и для американо-украинских отношений, но для этого ему необходимо прихватить с собой разумные ожидания и видение того, как он будет реализовывать стремление украинского народа к тому, чтобы Украина стала процветающей и демократичной.
Как информируют Экономические новости, об этом для The Brookings Institution пишет Стивен Пайфер, экс-посол США в Украине, директор Института Брукингса по контролю над вооружениями и нераспространения оружия массового поражения, старший научный сотрудник в Центре XXI века безопасности и разведки США по Европе.
На следующей неделе президент Украины Владимир Зеленский посетит Вашингтон, главным событием которого станет визит в Белый дом президента Джо Байдена. Это дает уникальную возможность оживить американо-украинские отношения на самом высоком уровне после четырех лет правления Дональда Трампа.
Это может быть весьма плодотворная встреча для украинского президента. Однако ему следует быть предельно аккуратным в том, чего он хочет. Если он хочет вернуться домой с явным успехом и укрепить американо-украинские отношения, ему не следует просить того, что он знает, или должен знать, что не сможет получить. Более того, чем более убедительным будет его послание о приверженности Киева внутренним реформам, тем успешнее будет его визит в Вашингтон.
Зеленский впервые посетит Белый дом 31 августа, хотя Трамп предлагал ему нанести такой визит более двух лет назад. К сожалению, бывший президент не продемонстрировал понимания важности Украины для американских национальных интересов и вместо этого пытался вымогательством заставить Киев вмешаться в американскую политику.
Байден прекрасно разбирается в украинском вопросе. Дискуссии между президентами, несомненно, будут сосредоточены на двух центральных проблемах, стоящих перед Киевом. Во-первых, конфликт, который Россия навязала Украине с 2014 года и который унес около 14 000 жизней. Зеленский может рассчитывать на решительную поддержку Украины со стороны Америки, в частности, непризнание незаконного захвата Москвой Крыма и урегулирование ситуации на Донбассе, которое восстановит суверенитет Украины.
Сложность для Зеленского будет заключаться в том, какие конкретно вопросы он задаст.
В прошлом украинский президент призывал к разработке плана действий по вступлению в НАТО (ПДЧ). С одной стороны, это не лишено оснований. Украина добилась такого же прогресса, как и многие другие новые члены альянса, когда они получили ПДЧ.
Однако члены НАТО по-прежнему не желают предоставлять Украине, находящейся в состоянии войны низкой интенсивности с Россией, возможность вступления в альянс – несмотря на то, что НАТО заявило, что вопрос о членстве решается между альянсом и потенциальным членом, а не какой-либо третьей стороной, то есть не Кремлем. В Киеве это может показаться несправедливым, но такова реальность.
Поэтому Зеленскому не следует настаивать на ПДЧ. Он может предложить активизировать и продолжить обсуждение практических шагов, которые Киев должен предпринять сейчас, чтобы, когда откроется окно для продвижения к членству, Украина была полностью готова им воспользоваться. Зеленский может, по сути, получить ПДЧ… если согласится с тем, что этот план не будет называться ПДЧ.
По понятным причинам Украина – самый большой потенциальный потерпевший, когда начнет работать “Северный поток-2”. Байден тоже против, но не готов ввести санкции против немецких или европейских компаний и рисковать разрывом с Берлином и Брюсселем.
Киев не должен добиваться такого раскола, который подорвет единство США и Европейского союза в вопросе поддержки Украины и санкций против России.
Поэтому Зеленский не должен призывать к санкциям против европейских компаний, чтобы заблокировать трубопровод. Вместо этого ему следует выяснить, как Вашингтон, работая с Берлином, намерен конкретизировать июльское американо-германское заявление о поддержке Украины, энергетической безопасности и климатических целей Европы, а также гарантировать, что Россия не будет использовать трубопровод против Киева. Он также может предложить продолжить обсуждение, начатое 23 августа министрами энергетики Украины, Германии и США, о шагах по укреплению энергетической безопасности Украины.
Многие в Киеве выражают разочарование отсутствием прогресса в урегулировании конфликта на Донбассе в рамках “Нормандского процесса”, возглавляемого немцами и французами, а некоторые даже предлагают альтернативные форматы. Вашингтон не хочет вытеснять Берлин и Париж, и Киеву выгодно, чтобы эти ключевые члены Европейского Союза продолжали участвовать в процессе. Тем не менее Зеленский может и должен оказать давление на Байдена, чтобы тот более решительно задействовал американскую дипломатию в поддержку немцев и французов.
У него также может появиться возможность попросить о большем. По имеющимся данным, Вашингтон рассматривает возможность предоставления Украине военной помощи на случай непредвиденных обстоятельств. Учитывая наращивание российской группировки в апреле прошлого года, которая была свернута лишь частично, и перспективу того, что сентябрьские учения “Запад” приведут к еще большему приближению российских войск к границе Украины, новая военная помощь США послужит мощным сигналом о приверженности США Украине, а также укрепит ее оборонительные возможности.
Второй основной задачей, стоящей перед Киевом, является проведение критической массы реформ, которые позволят экономике Украины ускорить рост и полностью реализовать свой потенциал, включая поощрение открытой конкуренции, укрепление верховенства закона, ограничение чрезмерного политического и экономического влияния олигархов и борьбу с коррупцией. За последние два года Киев добился неоднозначных результатов. Эти вопросы волновали Байдена, когда он занимал руководящую должность по Украине в администрации Обамы. Если Зеленский представит убедительные факты и идеи о своей приверженности реформам, он найдет понимание в Белом доме.
Визит Зеленского в США может привести к большому успеху как для него самого, так и для американо-украинских отношений. Он должен позиционировать себя как человека, стремящегося к такому результату. Для этого нужно не перегнуть палку и не устанавливать непомерно высокую планку. А это значит, что он должен представить убедительное видение того, как Киев реализует амбиции украинского народа стать процветающей демократией и “нормальным” европейским государством.