Идея о том, что пандемия коронавируса началась с лаборатории в китайской Ухане, превратилась из периферийной теории в мейнстрим.
Вначале это была несерьезная теория заговора, которую пропагандировал Дональд Трамп. Теперь предположение о том, что утечка смертельного коронавируса произошла из лаборатории в Китае, набирает обороты как в науке, так и в политике. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Politico.
Последний повод для разжигания пламени заговора появился в четверг, когда выяснилось, что высокопоставленный сотрудник Всемирной организации здравоохранения, возглавляющий расследование происхождения пандемии, назвал версию гипотезы об утечке вируса из лаборатории “вероятным” сценарием того, как вирус начал распространяться.
Питер Бен Эмбарек из ВОЗ заявил, что сотрудник лаборатории мог заразиться вирусом от летучей мыши во время работы в полевых условиях, что ставит под сомнение выводы официального мартовского отчета, который он сам возглавлял и в котором говорилось, что сценарий, при котором сотрудник лаборатории заразился во время работы с вирусом летучей мыши, “крайне маловероятен”.
Он не единственный высокопоставленный чиновник, открывший дверь для сомнений. Глава ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус, который обычно старательно отказывается обвинять отдельные страны в том, как они справляются с пандемией, назвал лабораторный инцидент не таким уж необычным явлением и обвинил Китай в том, что тот не делился данными с самого начала пандемии.
В настоящее время ВОЗ приступила ко второму этапу исследования происхождения пандемии. В то время как США продолжают оказывать давление на ВОЗ и Китай, требуя от них дополнительных усилий для подтверждения причины возникновения вируса, ВОЗ в четверг сообщила, что Китай и “ряд других государств-членов” направили в организацию письмо, в котором выразили протест по поводу того, как она ведет этот процесс. Эти жалобы “свидетельствуют о том, что исследование происхождения было политизировано” и что всемирная организация здравоохранения “действовала под политическим давлением”, заявила ВОЗ.
Тем временем, комиссар ЕС по научным исследованиям Мария Габриэль присоединила свое имя к группе научных экспертов и представителей правительств, призвавших Китай “пересмотреть” свое решение не участвовать во втором этапе расследования ВОЗ.
Расследование, которое должно быть основано на научных данных, теперь превратилось в политическую “горячую картошку”, в результате чего участвующие в нем исследователи стали вершителями глобального восприятия Китая и пандемии.
Компромисс и путаница
В интервью, опубликованном в четверг датской телекомпанией TV2, Бен Эмбарек сказал, что его китайский коллега не хотел, чтобы теория утечки из лаборатории вообще упоминалась в отчете о происхождении вируса в марте, и что окончательная формулировка, преуменьшающая эту возможность, была компромиссом между расследователями.
В своём откровенном отчёте высокопоставленный чиновник изложил гибридный сценарий, в котором теория утечки из лаборатории сочетается с общепризнанной вероятностью того, что вирус произошёл от летучей мыши. “Одна из вероятных гипотез заключается в том, что сотрудник был инфицирован в полевых условиях при отборе проб. В этом случае вирус переходит непосредственно от летучей мыши к человеку”, — сказал Бен Эмбарек в интервью TV2. “В этом случае это мог быть работник лаборатории, а не случайный житель деревни или другой человек, регулярно контактирующий с летучими мышами”.
Первоначальное расследование указывало либо на прямую передачу вируса от летучей мыши человеку, либо на заражение животного летучей мышью, которая, в свою очередь, заразила человека, но не допускало никаких возможных связей с работниками лабораторий.
В регионе, где произошла вспышка, есть две лаборатории: Уханьский институт вирусологии и лаборатория Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний. 2 декабря 2019 года лаборатория ЦКЗ удалилась примерно на 500 метров от рынка, который первоначально рассматривался как потенциальный “ноль”, сообщил Бен Эмбарек в интервью TV2.
“Это период, когда все началось. И вы знаете, что когда перемещается лаборатория, это нарушает все”, — сказал он.
В статье Washington Post, опубликованной в четверг, Бен Эмбарек заявил, что некоторые репортажи о его интервью на датском языке были неправильно переведены, а представитель ВОЗ сказал, что интервью не содержит “никаких новых элементов”.
Представитель ВОЗ сообщил, что интервью с Беном Эмбареком “состоялось в марте-апреле этого года”.
ВОЗ в четверг призвала “все правительства деполитизировать ситуацию и сотрудничать для ускорения исследований происхождения”.
В заявлении, иллюстрирующем, насколько политически чувствительным стал этот вопрос, организация сказала, что поиск фактов не был направлен на “приписывание вины, перекладывание вины на других или политический спор”. Скорее, это было сделано для того, чтобы показать пример для установления происхождения будущих случаев передачи инфекции от животных к человеку, – заявила ВОЗ.
Поскольку второй этап расследования только начинается, ВОЗ обратилась к странам с призывом предоставить ученым время, пространство и данные, необходимые им для работы. “Поиск истоков возникновения нового вируса – чрезвычайно сложная научная задача, требующая времени”, — говорится в сообщении.
Второй этап не имеет географической привязки и будет охватывать ряд исследований, включая изучение исходных данных самых ранних случаев заболевания – если ВОЗ сможет получить доступ к этим данным. Китай заявил о “политических манипуляциях” вокруг второго исследования, но назвал первое “авторитетным и научно обоснованным”.
У Тедроса может быть и политическая причина поддержать давление США на Китай – его собственное переизбрание. Два дипломата сказали, что они рассматривают это как потенциальный предвыборный ход Тедроса, чтобы заручиться поддержкой США, поскольку он баллотируется на второй срок в качестве генерального директора ВОЗ.
Между тем, быстро приближается еще одна решающая дата – 90-дневный срок отдельного расследования, проводимого сотрудниками американской разведки. Результаты этого расследования ожидаются в этом месяце. Президент США Джо Байден заявил, что в предыдущей версии доклада не удалось прийти к окончательному выводу.
Американский доклад вряд ли положит конец спорам. В четверг CNN сообщила, что до сих пор существуют разногласия по поводу двух теорий – началась ли пандемия в результате утечки в лаборатории или же она перешла от животных к людям.
Как бы Китаю этого ни хотелось, теория об утечке из лаборатории не исчезнет в ближайшее время.