Опубликованные на днях фотоснимки подтверждают, что Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) оперативно развернула беспилотные роботизированные автомобили Jaguar, вооруженные пулеметами, для патрулирования пограничной стены в Газе. Эта беспилотная система также имеет встроенную систему оповещения, которая может быть использована для предупреждения о нарушении границы.
Не совсем ясно, как давно это началось, поскольку изображение, размещенное Бригадами национального сопротивления, вооруженным крылом небольшой марксистско-ленинской палестинской группы, не имеет даты. О том, что ЦАХАЛ собирается развернуть мобильные роботы-дозорные, впервые было объявлено в апреле, до начала войны с ХАМАС в мае. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The National Interest.
Пограничный заградительный барьер в Газе, строительство которого началось в 1994 году и с тех пор постепенно укреплялся, охватывает небольшую прибрежную зону, управляемую экстремистской группировкой ХАМАС.
Стена позволила снизить частоту террористических атак на близлежащие израильские населенные пункты, что побудило ХАМАС в настоящее время сосредоточиться на использовании ракет для нападения на Израиль.
Тем не менее заграждение (которое сравнимо с заграждением на египетской границе) также отрезало жителей Газы от работы, неотложной медицинской помощи и других услуг. Палестинцы регулярно организуют акции протеста у стены, которые иногда сопровождаются применением огнестрельного оружия. Боевики ХАМАС также часто обстреливают силы ЦАХАЛа, охраняющие стену, из противотанковых ракет, снайперских винтовок и минометов.
Предположительно, “Ягуары” возьмут на себя рутинные патрульные функции в дивизии Газы, сократив на один батальон силы, развернутые для охраны заградительного барьера.
Компактный шестиколесный беспилотный наземный автомобиль (UGV), созданный израильской компанией Israel Aerospace Industries, весит всего 1,5 тонны и использует многочисленные камеры высокого разрешения как для наблюдения, так и для того, чтобы не застрять при движении по пересеченной местности. Такая способность к самостоятельному вождению считается техническим прорывом, учитывая, насколько сложнее реализовать самодвижущиеся автомобили в условиях бездорожья. Сенсоры Jaguar также позволяют ему работать в условиях тумана и пыли, а сам автомобиль может автоматически подзаряжаться на зарядной станции по простой команде.
Вооружение – либо 7,62-миллиметровый FN MAG, либо 5,56-миллиметровый пулемет Negev с 400 или 500 патронами соответственно – установлено на стабилизированной выносной оружейной системе Pitbull израильской фирмы General Robotic. Эта система весит около 200 фунтов и позволяет вести точный огонь на ходу. Камеры, встроенные в Pitbull, позволяют обнаружить человека на расстоянии до 1,2 километра при дневном свете или до 800 метров ночью с помощью тепловизионного прицела.
Кроме того, в качестве опции он может быть оснащен датчиками, предназначенными для точного определения источников входящего стрелкового и противотанкового огня, а также радаром, хотя ЦАХАЛ не раскрывает, в какой степени он использует эти возможности.
Однако сообщается, что “Ягуар” оснащен устройством самоликвидации, так что в случае попадания в руки вражеских сил они не смогут извлечь какие-либо секретные компоненты. Он также может передавать свои координаты, чтобы его мог отследить и, предположительно, уничтожить орбитальный беспилотник.
Офицер ЦАХАЛа также отмечает, что на “Ягуар” “можно установить практически любое оружие, ракетные установки, менее смертоносное оружие и средства для разгона толпы”. Последние два пункта позволяют предположить, что за пределами Газы “Ягуары” могут использоваться в столкновениях с протестующими или участниками беспорядков.
Как и роботизированные часовые орудийные башни, развернутые вокруг Газы, “Ягуар” обычно управляется дистанционно человеком, и, как правило, в связке с автономными военными, наблюдающими за происходящим с безопасной позиции, и беспилотниками, летающими над головой. По сообщениям, радиус действия командной связи составляет “мили”, что, если это правда, впечатляет, учитывая трудности с поддержанием надежной связи с другими роботизированными наземными боевыми машинами.
В статье для Shephard Media Ари Эгози пишет: “Концепция операций для Jaguar предусматривает его интеграцию в мобильные операции с тактическими силами. ЦАХАЛ предполагает, что машина будет играть вспомогательную роль в широком спектре задач, включая разведку, наблюдение и вооруженную разведку, охрану колонн, маскировку, засады и нападения”.
В видеоролике военнослужащий ЦАХАЛа объясняет: “Группы наблюдения будут планировать миссии и управлять средствами по указанию командира. При возникновении угрозы всегда есть человек на КП, который занимается инцидентом”.
Обычно решения о применении летального оружия принимаются оператором с помощью интерфейса “прикоснись и стреляй”, при этом робот автоматически настраивает прицел для отслеживания движущейся цели и корректирует точность. Pitbull также имеет возможность отслеживания и стрельбы для уничтожения беспилотных летательных аппаратов.
Однако, пишет Эгози, “…при необходимости запрограммированные сценарии позволяют UGV вести огонь автономно [т.е. без прямого управления человеком]”.
В бою такой режим может быть желателен, когда возможны перебои с командной связью “Ягуара”. Но в районах, приближенных к гражданскому населению, такой режим может вызвать этические проблемы, поскольку это означает доверить искусственному интеллекту принимать решения о том, убивать человека или нет. Человеку и так трудно отличить военные цели от гражданских, а искусственный интеллект может слабее понимать контекст, чтобы принимать такие решения.
ЦАХАЛ имеет более широкие амбиции, чтобы в конечном итоге интегрировать “Ягуар” в свои обычные военные структуры, используя его в качестве автономного разведчика в авангарде мобильных наземных формирований. Однако роль системы в пограничном патрулировании и, возможно, в борьбе с беспорядками, вероятно, будет и дальше оставаться под пристальным вниманием, поскольку службы общественной безопасности по всему миру изучают возможность развертывания беспилотных систем с наступательными возможностями.