Тему закулисных игр вокруг газовых договоренностей «Нефтегаза Украины» и «Газпрома» актуализировало заявление российской монополии
Тему закулисных игр вокруг новых газовых договоренностей НАК «Нефтегаз Украины» и «Газпрома» вчера актуализировало официальное заявление российской монополии, которое касается принадлежности газа, закачанного RosUkrEnergo в украинские подземные хранилища
Вопреки словам премьера Юлии Тимошенко и главы НАК Олега Дубины о том, что 11 млрд. куб. м газа швейцарского трейдера по договоренности с российской стороной отныне являются собственностью украинского госхолдинга, «Газпром» озвучил совершенно противоположную позицию по этому вопросу.
«Ни «Газпром», ни «Газпром экспорт» не обладают какими-то правами на газ RosUkrEnergo, находящийся в ПХГ Украины, и, соответственно, не осуществляли каких-либо сделок с этим газом, в том числе не передавали «Нефтегазу» каких-либо прав в отношении указанного газа,— говорится в сообщении российской монополии.— В соответствии с Договором уступки от 20 января 2009 г. «Газпром» и «Газпром экспорт» уступили «Нефтегазу» права требования у RosUkrEnergo исключительно денежной задолженности в размере $1,7 млрд.». Таким образом, «Газпром» считает, что газ, закачанный RosUkrEnergo в украинские ПХГ, по-прежнему принадлежит посреднику, которого с 2009 г. исключили из схемы поставок газа в Украину.
О том, что газ RosUkrEnergo в ПХГ перешел в собственность «Нефтегаза», ранее заявлял также министр топлива и энергетики Юрий Продан. При этом он ссылался на соответствующий договор между НАК и «Газпромом». В соответствии с этим договором, копия которого была опубликована в интернете, а вчера получена в Секретариате президента, «Нефтегаз» перекупил 11 млрд. куб. м газа RosUkrEnergo из ПХГ по льготной цене — $153,9 за 1 тыс. куб. м. Для приобретения этого газа «Газпром» согласился заплатить украинской стороне аванс за транзит. При этом от лица RosUkrEnergo соглашение об отказе от газа в украинских хранилищах подписал Николай Дубик — исполнительный директор трейдера, который по совместительству является замглавы юридического департамента «Газпрома». Однако, согласно уставу RosUkrEnergo, подобного рода решения считаются легитимными, когда их подписывают два исполнительных директора, представляющих интересы учредителей компании, то есть «Газпрома» (Николай Дубик) и украинского предпринимателя Дмитрия Фирташа (Дмитрий Глебко).
Учитывая возникшую правовую нестыковку, RosUkrEnergo пригрозила «Нефтегазу» судебным процессом в случае реального отчуждения у посредника газа, который находится в украинских ПХГ. «Менеджмент RosUkrEnergo не заключал никаких контрактов по продаже этого газа. Таким образом, любое отчуждение или запрет оборота этого газа каким-либо путем, что противоречит контрактам…, заключенным между нашими компаниями…, приведет к совершению тяжкого преступления, которое не оставит нам другого выбора, кроме инициирования юридических и криминальных процедур в соответствии с законодательством Швейцарской конфедерации ради защиты бизнес-интересов RosUkrEnergo»,— говорится в письме главы совета директоров RosUkrEnergo Ларса Хаусманна главе «Нефтегаза» Олегу Дубине.
В подобной спорной ситуации, как пояснил «і» директор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, для перехода права собственности нужно решение суда. Причем RosUkrEnergo тоже не может распоряжаться своим газом, поскольку есть угроза судебного иска со стороны «Нефтегаза». «Как только «Нефтегаз» подаст иск в суд, газ RosUkrEnergo в ПХГ будет немедленно арестован. Других активов такой стоимости у RosUkrEnergo в Украине нет»,— отметил эксперт.
Впрочем, не исключено, что судьбу газа, принадлежащего RosUkrEnergo, как и дальнейшие условия выполнения десятилетних договоренностей «Нефтегаза» и «Газпрома», определят закулисные переговоры между основными игроками в Москве и Киеве, борющимися за контроль над поставками газа в Украину.
А пока эта борьба продолжается, в «Нефтегазе» занимаются подготовкой финплана компании на текущий год. Замглавы НАК Владимир Триколич вчера сообщил, что этот документ может быть утвержден в течение ближайших десяти дней. Предполагалось, что проект финплана будет рассмотрен сегодня на заседании Совета нацбезопасности и обороны. Однако заседание СНБО по газовым вопросам во второй раз перенесли на неделю, на сей раз — на 6 февраля. «Необходимый для детального рассмотрения вопроса пакет документов в данное время формируется»,— пояснила пресс-секретарь президента Ирина Ванникова.
Но, но не дожидаясь выводов СНБО, первый заместитель главы Секретариата президента Александр Шлапак высказал мнение, что «Нефтегаз» движется к банкротству. Он отметил, что Национальная комиссия регулирования электроэнергетики не пересмотрела цены на газ для населения и теплокоммунэнерго в 2009 г. Для промышленности цены на газ установлены на запрашиваемом предприятиями уровне ($262 за 1 тыс. куб. м), для химической и металлургической промышленности сделана скидка. По расчетам господина Шлапака, ориентировочные убытки «Нефтегаза» в 2009 г. от этого составят более 12 млрд. грн. Поэтому, «если не принять какие-либо меры, в частности, внести изменения в госбюджет, НАК может стать банкротом».