Дальнейшее сотрудничество с НАТО зависит от итогов президентских выборов
На заседании комиссии Украина — НАТО на уровне начальников генштабов 26 января в Брюсселе Киев представит предложения по своему участию в Силах быстрого реагирования (СБР) альянса. Ожидается, что к 2015 г. Украина станет первой страной — не членом НАТО, участвующей в этом подразделении. Впрочем, многое зависит от итогов президентских выборов в нашей стране.
Украина готовит к участию в данном подразделении взвод радиационной, химической, биологической защиты и военно-транспортной авиации, сообщили в Минобороны. Вместе с тем, согласно отечественному законодательству, для участия украинских военнослужащих в операциях за рубежом необходимо согласие парламента.
В состав СБР НАТО, созданных в 2002 г., входят части сухопутных войск, военно-воздушных, военно-морских сил и сил специальных операций. Численный состав подразделения может достигать 25 тыс. военнослужащих. Количество украинских военных, которые будут задействованы в СБР, пока неизвестно.
Напомним, в 2008 г. НАТО отказала Украине в членстве, мотивировав это неготовностью ее вооруженных сил (на самом деле это решение было вызвано отсутствием внятной политической позиции Киева по данному вопросу и нежеланием альянса раздражать Москву).
По словам президента Атлантического совета Украины Вадима Гречанинова, предложение войти в состав СБР можно расценивать как попытку НАТО компенсировать Киеву отсутствие перспектив членства. По словам эксперта, со своей стороны, и Украина «желает остаться активным субъектом международных процессов». Он также отметил, что реализация евроатлантического курса страны была прерогативой президента, но после выборов главы государства отношения с НАТО могут изменить интенсивность. «Если президентом станет Юлия Тимошенко — отношения с НАТО сохранятся, но станут более вялотекущими. Если же победит Янукович — евроатлантический курс тихой сапой будет сворачиваться»,— добавил он.
«Нет иного способа создать в Украине ядро профессиональной армии, кроме сотрудничества с НАТО»,— акцентировал в комментарии «i» замдиректора фонда PAUCI, член общественного экспертного совета при украинской части комитета Украина — ЕС Святослав Павлюк. По его словам, «ни один из кандидатов в президенты не рвется в НАТО». Но взаимоотношения с альянсом — не только военные вопросы: они «занимают до 15%, а остальное — реформа экономики, судебной и политической систем. Мы просто не хотим этого замечать». Господин Павлюк убежден: «Как смертную казнь Украина отменила только после требования Совета Европы, так и армию начнем строить лишь после соответствующего требования иностранных партнеров».
Между тем, по словам члена комитета Рады по иностранным делам Леонида Кожары (Партия регионов), «нас удовлетворяют контракты с НАТО по перевозке персонала, вооружений и техники альянса в Афганистан с использованием нашей транспортной авиации. При любом президенте на территории Украины будут проводиться учения с использованием и Яворивского полигона, и морских баз. В то же время, насколько стране необходимо участвовать в силах быстрого реагирования — вопрос». Господин Кожара обратил внимание на то, что аналогичные силы создаются не только в рамках НАТО, но и в рамках Евросоюза. «Интерес Украины состоит не в развитии НАТО. Основной вклад нашей страны должен быть внесен в строительство европейской системы безопасности»,— добавил регионал.
Эта позиция представителя Партии регионов во многом совпадает с последними заявлениями по данной теме премьер-министра Юлии Тимошенко. Если 15 января 2008 г. вместе с президентом Виктором Ющенко и тогдашним председателем Верховной Рады Арсением Яценюком она подписывается под официальным письмом к генсекретарю НАТО, в котором озвучивается просьба рассмотреть возможность присоединения Украины к Плану действий по членству в НАТО, то уже в ходе 45-й конференции по политике безопасности в Мюнхене 6-8 февраля 2009 г. госпожа Тимошенко отстаивает целесообразность существования Европейской системы коллективной безопасности. «Новое вдохновение этой европейской политики безопасности и обороны, которую я целиком и полностью поддерживаю, дает шанс для тех стран, которые не могут или не хотят стать членами НАТО, получить абсолютно новую идею объединения вокруг единых ценностей, принципов политики безопасности и обороны»,— заявляла она.
«Нынешнюю тональность отношений Украина — НАТО сложно определить. Постоянного сотрудничества, логики взаимных интересов вообще нет. Было декларативное стремление на уровне президента к вступлению в НАТО, но реальной работы по модернизации структуры вооруженных сил и многим другим направлениям не было»,— говорит член комитета Рады по иностранным делам Алексей Логвиненко (БЮТ).
По его словам, отношения Украины с НАТО в случае избрания президентом Юлии Тимошенко будут «деловыми и прагматичными. Сейчас НАТО развивает активные отношения с Россией, идет перезагрузка отношений США — Россия. Украине необходимо развивать свои отношения с альянсом, учитывая эти обстоятельства. Мы не можем заказывать дальнейшую логику изменения структуры безопасности в Европе. Мы можем в определенной мере вписаться или нет в эти процессы. Нам важно действовать в контексте происходящего, а не пытаться навязать свой сценарий. У нас нет ресурса для того, чтобы по-своему формировать эту тему».