Виктор Ющенко приостановил приватизацию ОПЗ
Глава государства запретил Фонду госимущества продавать Одесский припортовый завод. Потенциальные покупатели и эксперты уверены, что такое решение положительно скажется на самом заводе и на химическом рынке в целом, хотя и провалит план поступлений в госбюджет от приватизации.
Продажу ОПЗ президент останавливает третий раз со времени прихода оранжевой команды к власти. 6 августа этого года он предупредил, что может запретить правительству продавать объект. «Сформулированные условия приватизации этого предприятия — о необходимости экологической экспертизы, соблюдения условий конкурса и другие — я официально доведу до правительства. Если правительство проигнорирует эти требования, я приостановлю приватизацию ОПЗ, как это сделал два года назад»,— сказал он в ходе поездки в Одессу. На это в ФГИ, да и на заводе, сообщили, что все пожелания президента учтены. В результате через неделю после таких заявлений первый замглавы Секретариата президента Александр Шлапак сообщил, что «у нас нет претензий. Если все будет проходить прозрачно и в соответствии с законодательно установленной процедурой, пусть продают… Даст Бог, продадим»,—заявил он и отметил, что такая позиция согласована с президентом Виктором Ющенко, что состояние завода удовлетворительное и объект вполне может быть успешным для приватизации.
Но, судя по всему, президент таки не устоял перед соблазном утопить своего конкурента — премьер-министра Юлию Тимошенко накануне президентских выборов. И нашел банальный повод для запрета, который он уже озвучивал два года назад. «Продажа такого объекта в отсутствие госпрограммы приватизации несет угрозу безопасности страны»,— говорится в его новом указе.
Для премьера продажа ОПЗ означала выполнение плана поступлений от приватизации в 2009 г. Так, в госбюджете на этот год приватизационные деньги должны были составить 8 млрд. 501 млн. 224 тыс. грн. По состоянию на август ФГИ заработал от продажи госсобственности лишь 586 млн. 109 тыс. грн. и планировал остаток перекрыть продажей ОПЗ. Напомним, ожидаемая фондом сумма выручки за завод составляла не менее $1 млрд. Плохи дела у премьера и с выполнением поступлений в госбюджет. «В настоящий момент дефицит госбюджета составляет 16,4 млрд. грн. Это угрожающая цифра для страны, и продажа ОПЗ никак не исправит эту ситуацию, поскольку заимствованной в государственной смете является почти каждая вторая гривня, которую премьер направляет на социальные нужды»,— сообщил «i» Виталий Лукьяненко, пресс-секретарь экс-главы Минфина, ныне народного депутата от ПР Николая Азарова. Отмена приватизации ОПЗ в таком случае выглядит как политическая расправа над премьером Тимошенко.
Тем не менее в решении президента существуют положительные моменты как для украинских азотных предприятий, так и для самого завода. «Текущая ситуация на рынке удобрений — сложная. Производители испытывают проблемы с отгрузкой товара на экспорт и лишены возможности торговаться с трейдерами за более высокие цены. Учитывая сложное финансовое положение самого ОПЗ, предприятию вряд ли придется рассчитывать на развитие и инвестиции со стороны нового владельца»,— считает Дмитрий Гордейчук, начальник департамента АПК и химической промышленности «Госвнешинформа». Он считает, что продажа объекта будет выглядеть более реалистично после президентских выборов в 2010 г.
Недовольны завышенными по нынешним меркам инвестусловиями по продаже ОПЗ и в российском «Еврохиме», который собирался участвовать в конкурсе и усиливает свои позиции на рынке Украины как импортер, трейдер и производитель. Так, гендиректор компании Дмитрий Стрежнев считает, что «выполнение условий не может быть гарантировано инвестором, что может негативно сказаться на репутации любого потенциального приобретателя акций завода». По его мнению, «дополнительное требование конкурса по обеспечению ОПЗ природным газом по ценам, которые корреспондируют с ценами на продукцию общества на мировом рынке, является сложно реализуемым». Более того, бизнесмен уверен, что ряд условий конкурса ограничивает возможности инвестора по оптимизации деятельности предприятия, снижению издержек и обеспечению рентабельной деятельности. До этого никто из потенциальных покупателей, которых фонд насчитал позавчера 15, не жаловался на неадекватные кризису условия конкурса. Хотя на самом деле они являются таковыми в срезе текущей ситуации на ОПЗ. Так, по подсчетам «i», по состоянию на август выручка от продажи продукции на заводе едва превысила 1 млрд. грн. По итогам года она должна составить более 3 млрд. грн., что кажется сомнительным, учитывая текущую конъюнктуру и состояние спроса на мировых рынках.
Таким образом, президент своим решением фактически избавил бизнес от неминуемых судебных тяжб за завод, которые наверняка имели бы место как со стороны тех, кто проиграл бы конкурс, так и со стороны победителя. Последнему вообще сложно позавидовать, поскольку выполнение инвестобязательств для него было бы трудной задачей, а значит, привело бы к постоянным стычкам с властью. Нестабильность на ОПЗ привела бы к нарушению договоренностей о поставках химпродукции на экспорт через перевалочные мощности завода. В этом случае обиженных игроков рынка было бы еще больше.
В день выхода президентского документа по ОПЗ первый вице-премьер Александр Турчинов назвал его преступлением, а премьер Юлия Тимошенко заявила, что конкурс по продаже завода состоится в срок.