У президента Виктора Ющенко вот-вот могут появиться основания для очередного роспуска парламента
Бывший мэр Киева Александр Омельченко, народный депутат от НУНС, вышел из своей фракции. Тем временем Высший админсуд Украины отменил решение Окружного админсуда Киева от 10 октября 2008 г., которым был приостановлен указ главы государства о роспуске Рады. Эти события не означают автоматического возобновления процедуры роспуска, но создают благоприятный фон для издания соответствующего нового указа Виктора Ющенко.
Отмена Высшим админсудом Украины (ВАСУ) решения Окружного админсуда (ОАС) Киева не означает автоматического возобновления указа Виктора Ющенко о роспуске парламента от 9 октября прошлого года. Этот указ был отменен самим главой государства уже через 11 дней после его публикации. Но решение ВАСУ совпало с выходом из парламентской фракции НУНС Александра Омельченко, что может привести к делегитимизации действующей коалиции БЮТ — НУНС — Блок Литвина и привести к появлению нового указа президента о роспуске законодательного собрания.
Спикер Рады Владимир Литвин назвал поступок Александра Омельченко безответственным, отметив, что он пока не видел заявления о выходе из фракции. Впрочем, как только этот документ поступит к спикеру, тот будет должен сделать официальное заявление о выходе депутата из фракции. «Депутаты должны прекратить заниматься шантажом, требуя предоставить какие-либо должности,— заявил господин Литвин.— Можно выйти не из коалиции, можно выйти из парламента и больше в него не вернуться. А если каждый будет требовать принять то решение, которое он считает для себя нужным, и шантажировать соответствующими заявлениями, то большой флаг ему в руки».
Глава парламентского регламентного комитета Александр Ефремов (ПР) напомнил, что за присоединение к коалиции проголосовали 37 депутатов из НУНС, и отзыв подписи под коалиционным соглашением хотя бы одного из них ставит под сомнение существование большинства. «В случае выхода Омельченко возникает юридическая норма, что фракция фактически сегодня не входит в коалицию, и возникает ситуация, когда у Ющенко появляется право поставить вопрос о легитимности работы коалиции и, естественно, о работе Рады»,— отметил господин Ефремов. Но он усомнился в том, что Виктор Ющенко распустит парламент, поскольку до президентских выборов осталось слишком мало времени.
Напомним, что право президента на роспуск парламента истекает за полгода до очередных выборов главы государства. Но эта дата до сих пор не определена — депутаты никак не придут к общему мнению, хотя в профильном комитете лежит проект постановления о назначении выборов президента на 17 января 2010 г. И если будет принята именно эта дата, то у Виктора Ющенко есть время до 17 июля. Если же парламент, вновь испугавшись своего роспуска, проголосует за более раннюю дату, то в игру в очередной раз вступит Конституционный суд.
Народный депутат от ПР Василий Хара отметил, что выход Александра Омельченко из коалиции не повлечет ее автоматический распад. «Есть определенное время на ее формирование. Возможно, депутаты из тех, кто еще не вошел в коалицию, пополнят ее,— сказал «i» парламентарий.— Виктору Ющенко, разуверившемуся в своем втором президентском сроке, есть смысл распустить Раду, чтобы попасть в следующий созыв и получить депутатскую неприкосновенность. Не исключено, что он возглавит избирательный список «Нашей Украины» и проведет ее в парламент за счет админресурса».
В БЮТ тоже не видят прямых юридических оснований для роспуска коалиции. А парламентарий Валерий Камчатный (БЮТ) даже не видит оснований для скорого распада большинства. «Субъектами коалиции являются фракции, и если фракция примет такое решение, то можно говорить о судьбе коалиции. Пока решение фракции остается неизменным, и решения отдельных депутатов, о которых можно говорить лишь с сожалением, к счастью, не имеют юридической силы»,— заявил «i» господин Камчатный.
Согласно нормам действующей Конституции, решение о выходе из коалиции одного депутата не означает выхода из коалиции всей фракции. В частности, 19 сентября 2008 г. Конституционный суд истолковал положения Основного закона относительно формирования коалиции депутатских фракций. Суд решил, что требование относительно совокупной численности народных депутатов, которые в составе депутатских фракций формируют коалицию депутатских фракций, касается как момента формирования коалиции, так и всего периода ее деятельности. Но это требование касается численности самих фракций, а не количества депутатов от фракции, проголосовавших за вхождение в коалицию.
Фракция НУНС большинством (37 голосов) проголосовала за вхождение в состав коалиции с БЮТ и Блоком Литвина. Выйти из коалиции фракция может лишь в том случае, если такое решение поддержат не менее 37 парламентариев.
Организовать внутри НУНС такое голосование можно было несколько месяцев назад, когда группа «Единый центр» (ЕЦ) контролировалась главой государства (через Виктора Балогу), как и группа Вячеслава Кириленко «За Украину!». Сегодня ЕЦ не готов поддержать такое решение, заявил «і» глава партии, парламентарий Игорь Криль. «Мы готовы были поддержать такое решение, когда коалиция только создавалась. Мы и сейчас не разделяем принципы, на которых строится это большинство. Но вопрос о голосовании за выход из коалиции сейчас не стоит»,— заверил господин Криль.
Замглавы фракции НУНС Тарас Стецькив (квота «Народной самообороны») убежден, что решение о выходе из коалиции не станет адекватным ответом на попытку БЮТ и ПР договориться о создании широкой коалиции. «Это можно было бы сделать, но для «Народной самообороны» и всей фракции НУНС — БЮТ — Блока Литвина это оказалось бы глупостью, поскольку это лишь облегчит задачу Виктору Ющенко и ПР, которые таким образом смогут пойти на досрочные парламентские выборы»,— заявил «i» господин Стецькив.
Он также рассказал, что ему известен главный мотив, который заставил Александра Омельченко заявить о выходе из коалиции. «Это протест против голосования БЮТ и ПР за закон о референдуме без решения профильного комитета и без раздачи его в зале. Кстати, Омельченко до сих пор не ставит свою подпись под законом, без чего не может подписать закон спикер. Омельченко можно понять как главу комитета, но непонятно, почему он делает такие шаги, не советуясь с группой и фракцией»,— подчеркнул депутат.