Премьер Юлия Тимошенко закрыла единственный путь к приватизации углепрома
Премьер Юлия Тимошенко закрыла единственный путь к приватизации углепрома
Тем временем депутаты планируют принять закон об особенностях приватизации углепрома, который ни на что уже не повлияет.
В ближайшее время депутатами, входящими в спецкомиссию Рады по вопросам приватизации, будет зарегистрирован законопроект об особенностях приватизации углепрома, который есть в распоряжении «і». Документ разработан Минуглепромом и уже получил заключение Минюста — не соответствует Конвенции о защите прав человека и основных свобод, практике Европейского суда.
Документом предлагается установить особенные требования к инвестору по договорам разгосударствления (купля-продажа, корпоратизация, аренда, концессия). В частности, инвестор должен обеспечить: развитие шахтного фонда; добычу угля в указанных объемах; безопасность работ; недопущение выше нормативных потерь угля; складирование, сохранение и учет угля, который временно не используется; своевременную уплату налогов; формирование финансового резерва для закрытия шахты; увеличение зарплаты и погашение сложившейся задолженности, которая была на момент продажи; сохранение и обеспечение социальных гарантий; сокращение дебиторской и кредиторской задолженности. Инвестору предоставляются налого-таможенные льготы по освобождению от пошлин и отсрочки погашения НДС (за ввоз оборудования). Если инвестор нарушил или неэффективно выполнял взятые на себя инвестобязательства, Фонд госимущества с Минуглепромом принимают решение о возврате объекта в госсобственность. В судебном порядке инвестор получает компенсационные выплаты в размере стоимости объекта, оплаты задолженности и инвестиций. Кроме этого законопроекта есть и предложения от «Донбасской топливно-энергетической компании» (ДТЭК). На момент написания статьи в ДТЭК не смогли прокомментировать ситуацию.
Пока же основными проблемами, из-за которых ни одно угольное предприятие не приватизировано, являются превышение пассивов над активами и то, что все имущество находится в залоге у налоговиков. «Все шахты — это долговые ямы. В России эта проблема решена через создание специального органа, который системно погашал долги угольных предприятий, которые потом выставлялись на продажу. В Украине действовали другим образом: все активы предприятий выводили в отдельное юрлицо, оставляя долги на другом юрлице. Потом предприятие снова набиралось долгов и его снова реорганизовывали. Так уже делали три раза»,— рассказал «і» на правах анонимности руководитель одной из госшахт.
«і» стало известно, что недавно правительство провело закрытое совещание по поводу приватизации углепрома. Участниками снова был предложен вариант перевести активы предприятий в новые юрлица. Кабмин принял постановление со списком всех государственных угледобывающих предприятий (целостные имущественные комплексы), которые можно приватизировать по установленному порядку. Постановление было отправлено на доработку, после чего потеряло весь смысл — одним из первых пунктов, внесенных на доработке премьером, стало то, что инвестор берет на себя все долги предприятия.
Единственной возможностью продать шахты был бы закон об особенностях приватизации углепрома (предусматривает также реструктуризацию накопившихся долгов). Но заключение Минюста ставит под вопрос принятие этого документа. Отметим, что, согласно законопроекту, начальная стоимость целостно-имущественных комплексов угледобывающих предприятий (определяется по методике Кабмина) не учитывает стоимость реновационных активов (инвестиции на износ).
Похоже, система функционирования углепрома так и не претерпит изменений. «Правительство, а точнее конкретные люди, которые курируют всю отрасль, не заинтересованы в приватизации угольной промышленности. Около 5 млрд. грн., ежегодно выделяемых на содержание убыточных шахт,— ничто по сравнению с тем, что на этих шахтах зарабатывается. Поэтому частным инвесторам можно надеяться в лучшем случае на аренду шахт»,— заявил «і» на правах анонимности владелец одной из частных шахт.