Колонка редактора
Когда чиновники Пенсионного фонда начинают плакаться по поводу низких поступлений, дефицита бюджета, при этом призывая к справедливому подходу к пенсионной системе, я сразу представляю грязного оборванца, который просит милостыню у ворот храма
Сострадание и заветы церкви обращают руку прохожих с парой-тройкой монет в шляпу нищего. Но он продолжает жаловаться — на высокие цены, малые доходы, несправедливость в мире и неразумность власти, то и дело упоминая Всевышнего. И самое удивительное — люди верят и продолжают бросать монетку за монеткой.
Не так давно председатель ПФУ Алексей Зарудный, предлагая единый подход к пенсионной системе, между делом упомянул об «упрощенцах», которые сидят на едином налоге. Господин Зарудный посетовал, что участники упрощенной системы налогообложения выплачивают в ПФ от 6 до 84 грн. (в зависимости от ставки единого налога), в то время как минимальный взнос (для учета всех лет трудового стажа) для других категорий составляет не менее 200 грн. (или 33,2% от минимальной зарплаты). При этом господин Зарудный забыл отметить, что самым стабильным плательщиком налогов и отчислений в ПФ, как ни удивительно, являются именно «упрощенцы». И пока господин Зарудный продолжает сетовать, в шляпу нищего ПФ падают монетки.
Когда дворник получает зарплату, пенсионные отчисления его работодателя (ЖЭКа) обеспечивают ему пенсию в будущем. Когда народный депутат не ходит на работу и получает зарплату — отчисления его работодателя (налогоплательщиков) обеспечивают ему зачет соответствующего количества лет в стаж работы (для последующего расчета размера пенсии). И только «упрощенец», который платит отчисления в ПФ (они включены в единый налог) может рассчитывать лишь на минимальную пенсию, ведь его отчислений иногда не хватает и на минимальный взнос.
Но на этот случай у «упрощенцев» есть железный аргумент: по закону, если сумма страховых взносов меньше минимального страхового взноса, то стаж считается по определенной формуле (сумма фактических взносов делится на минимальный взнос за соответствующий месяц). С юрлицами, работающими по упрощенной системе, все еще интереснее, ведь у многих из них отчисления в ПФ (включенные в единый налог) равняются или превышают необходимые 33,2% от размера фонда оплаты труда. Но они тоже не засчитываются в стаж работы наемным работникам, поскольку чиновники ПФ уверены — эти отчисления лишь добровольный (!) взнос конкретного единоналожника. Поэтому органы ПФ требуют сделать взносы за период с 2004 г. Ранее Высший административный суд (ВАСУ) оставил в силе постановление Хозсуда по применению финансовых санкций к юрлицу, работающему по упрощенной системе, за неуплату взносов в ПФ. Предприниматель умер от инфаркта, получив это решение ВАСУ, но в ПФ не стали говорить тише о низких поступлениях.
Таким образом, получается, что перефинансированный в предыдущие годы ПФ лишь сейчас начинает познавать проблемы дефицита — из-за тенизации доходов малого и среднего бизнеса, большого количества пенсионеров (почти 14 млн.) и малого количества (в сравнении с пенсионерами) работающего населения. Но насколько реален этот дефицит? Ведь и нищий кричит о том, что он бедный, да вот только на яхтах и частных авиалайнерах катаются официальные бедняки.