На этой неделе правительство планирует встретиться с представителями компании Vanco, чтобы провести переговоры о выполнении ею инвестиционных обязательств при освоении Прикерченского участка черноморского шельфа
На этой неделе правительство планирует встретиться с представителями компании Vanco, чтобы провести переговоры о выполнении ею инвестиционных обязательств при освоении Прикерченского участка черноморского шельфа.
Об этом сообщил первый замминистра юстиции Евгений Корнийчук. По его словам, правительство недовольно работой инвестора.
Результатом этого недовольства стало решение Минприроды о ликвидации лицензии Vanco на разработку Прикерченского участка от 25 апреля и привлечении юридической компании Barlow Lyde&Gilbert LLP (Великобритания) для анализа правовых последствий для Украины от расторжения соглашения о разделе продукции (СРП). 19 мая Кабмин в одностороннем порядке вышел из 30-летнего СРП, подписанного 19 октября 2007 г. президентом Vanco Джином Ван Дайком и вице-премьером по ТЭК Андреем Клюевым в присутствии президента Виктора Ющенко.
Впоследствии, как сообщали «і», Vanco взяла на себя техническое обеспечение проекта. А профинансировать его реализацию согласились Донбасская топливно-энергетическая компания Рината Ахметова с Shadowlight Investments российского бизнесмена Евгения Новицкого и Integrum Technologies (дочка крупного австрийского инвестфонда).
О «беспочвенных утверждениях»…
На прошлой неделе премьер Юлия Тимошенко заявила, что кроме Рината Ахметова и Евгения Новицкого к компании Vanco Prykerchenska (дочка Vanco International, специально созданная под освоение Прикерченского участка.— «і») причастен бизнесмен Дмитрий Фирташ. «Я думаю так, другая компания — это Дмитрия Фирташа; это тот, который RosUkrEnergo внедрил в Украине»,— сказала госпожа Тимошенко. Она отметила, что к Vanco Prykerchenska имеет отношение еще одна структура, за которой стоят украинские высшие чиновники, но не уточнила, какая именно. Глава Кабмина предпочла оставить в тайне имена «украинских высших чиновников», о которых она упоминала в контексте Vanco.
В ответ на обвинения Юлии Тимошенко холдинговая компания Group DF, которая объединяет все основные активы Дмитрия Фирташа, распространила заявление, опровергающее слова премьера. «Ни Group DF, ни Дмитрий Фирташ лично не имеет никакого непосредственного или косвенного отношения к Vanco Prikerchenska Ltd, или к Integrum Technologies Ltd, или к любому другому объекту, который имеет отношение к Vanco»,— говорится в сообщении. По словам гендиректора Group DF Роберта Шетлера-Джонса, компания удивлена, что, несмотря на предыдущие опровержения какого-либо отношения к Vanco, госпожа Тимошенко «продолжает пользоваться беспочвенными утверждениями».
…и «чистых проигрышах»
Эксперты не исключают, что ситуация вокруг права на разработку Прикерченского участка черноморского шельфа будет накаляться. «Думаю, Кабмин не намерен спешить с выполнением решения Совета нацбезопасности и обороны, принятого в минувшую пятницу, которым правительство обязали отменить решение о приостановлении в одностороннем порядке СРП с Vanco. История с Vanco замешана не только на экономике, но и на политике. Она стала неотъемлемой частью противостояния Кабмина и секретариата президента»,— сказал «і» аналитик инвесткомпании «Профит гарант» Сергей Дубов.
Как сообщали «і», Юлия Тимошенко не голосовала за упомянутое решение СНБО. По словам секретаря Совбеза Раисы Богатыревой, спецкомиссия Vanco пришла к выводам, что инициатором подписания и начала процедуры выдачи разрешения на разработку участка на шельфе было ГАО «Черноморнефтегаз». Для подготовки и проведения конкурса премьер Юлия Тимошенко 12 августа 2005 г. поручила создать межведомственную комиссию, которая далее исполняла функции конкурсного комитета. Эта комиссия и разработала все процедуры и провела конкурс. «Доказано, что компания на законных основаниях прошла процедуру конкурса, выиграла на тех условиях, которые предложило правительство в 2005 г., подписала соответствующие документы с правительством и готова выполнять свои обязательства. Свои выводы о том, что при проведении конкурса и подписании СРП нет нарушений украинского законодательства, предоставили парламентский Институт законодательства и Генпрокуратура»,— подытожила госпожа Богатырева.
Очевидно, политическая составляющая, о которой говорят эксперты, наравне с другими факторами позволяет Vanco надеяться на урегулирование спора с Кабмином путем переговоров. По словам Евгения Корнийчука, Vanco до сих пор не оспаривает СРП в судебных инстанциях, хотя ранее ее адвокаты объявляли о подобных намерениях. Кабмин же уверен, что сможет отстоять свои интересы в споре с Vanco. Первый замминистра юстиции сообщил, что на сегодняшний день на рассмотрении международных арбитражных судов находятся около 15 дел с претензиями инвесторов к Украине: «Эти дела разные по размеру и касаются предоставления лицензий, земли, выполнения контрактных обязательств. Как правило, инициаторами таких дел являются иностранные инвесторы. Чистых проигрышей у государства в таких делах нет».
Общая площадь Прикерченского нефтегазоносного участка составляет 12,96 тыс. кв. км. Глубина моря в его пределах — от 300 до более чем 2 тыс. м. Плотность ресурсов углеводородов, по предварительным украинским оценкам, составляет 30 тыс. т условного топлива на 1 кв. км, а их общий объем оценивается в 10,8 млрд. куб. м. Бурение на территории участка не проводилось.
Конкурс на право добычи углеводородов на Прикерченском участке был объявлен в декабре 2005 г. Кроме Vanco, среди компаний, претендовавших на его разработку, были Shell, Exxon Mobile, OMV Group и JP Kenny. Победа Vanco в апреле 2006 г. вызвала резкую критику тогдашнего министра топлива и энергетики Ивана Плачкова. После того как Кабмин возглавил Виктор Янукович, было объявлено, что месторождение должны разрабатывать только украинские компании, а к проекту договора о совместном разделении продукции выдвинули около 160 замечаний. В итоге президент Vanco Джин Ван Дайк сообщил, что его компания согласилась компенсировать на начальном этапе свои расходы из 70% добытых углеводородов. После освоения — с учетом всех платежей и налогов — доля государства должна составлять 64,6%, Vanco — 35,4%.