Замглавы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики дал интервью корреспонденту «і»
После регистрации в Раде проекта Налогового кодекса Николая Катеринчука и Ксении Ляпиной в Кабмине тоже активизировалась работа над аналогичным документом. Господин Катеринчук рассказал «і», почему именно его законодательную инициативу следует принять за основу при работе главы Минфина Виктора Пинзеника над правительственным текстом кодекса.
Вопрос: Вы декларируете, что Налоговый кодекс должен минимизировать коррупцию. Каким образом?
Ответ: Основной вопрос коррупции связан с налоговыми ставками, которые сегодня достаточно высоки. Второе вопрос — администрирование. Мы предусмотрели в Налоговом кодексе изменение порядка и механизма проведения процедуры привлечения плательщиков к ответственности. Действующая система позволяет налоговикам применять различные нормы законодательства в одном и том же случае. Мы ликвидируем этот момент субъективности, чтобы предприниматель четко понимал, какие последствия его ждут в случае нарушения той или иной нормы — штраф, уголовная ответственность, или какие права для защиты своих интересов у него есть.
В: Но кодекс не предусматривает отмену авансовых платежей, которые налоговики часто используют как требование внести предоплату после отчетного периода.
О: Мы меняем подход к налоговому периоду. Сейчас налоговый период составляет один год. Предприятие по итогам 11 месяцев сверяет с государством, переплатило оно налог или недоплатило. В конце года проводятся взаимозачеты. Мы же налоговый период с года сократили до квартала. И налоговик не сможет потребовать уплату авансового платежа более чем на три месяца. Сейчас же просят заплатить на полгода вперед, потому что за три месяца вперед уже собрало предыдущее правительство.
В: Не ясен механизм возвращения и оплаты НДС, в том числе использование налоговых векселей. В вашем кодексе он заменен на налоговый залог?
О: Не совсем так. НДС не предусматривает налогового кредита, соответственно, не будет и налоговых векселей. Также НДС одностороннего действия не предусматривает его возмещения, налоговых накладных, поэтому налог будет платиться напрямую в бюджет — сразу после отмены деклараций между зарегистрированными плательщиками и незарегистрированными плательщиками.
В: Какой механизм предусмотрен в вашем кодексе, позволяющий не вымывать оборотные средства у предпринимателей?
О: Вымывание оборотных средств связано с системой возмещения НДС. При импорте многие использовали векселя, чтобы сохранить как можно больше оборотных средств, вымывавшихся через НДС. Мы не предусматриваем систему, при которой государство должно возмещать предпринимателю, поэтому и векселей не будет. Вексельная система, по оценкам Минфина, в прошлом году сделала дырку в бюджете на уровне 12 млрд. грн. Сегодня мы видим, как выросла в два раза доходная часть бюджета, собираемая таможней. Но это отразилось на дефиците налоговых поступлений в бюджет со стороны ГНАУ.
Вопрос: Получается, что при нулевой ставке НДС тоже не платится?
Ответ: НДС платится только, если есть конечное потребление на территории Украины. Розничная торговля будет основным донором бюджета. При существующей системе НДС доходил в бюджет на уровне 40-50%. Мы добиваемся 100%-ной уплаты НДС одностороннего действия. Все наши расчеты говорят о том, что это возможно.
Единый и сельскохозяйственный налоги
В: Кодекс увеличивает для частных предпринимателей предельный порог дохода, уменьшает ставку налогообложения, но при этом и физ-, и юрлица являются плательщиками взносов в фонды общеобязательного государственного соцстрахования. Это может создать дополнительную нагрузку на малый бизнес.
О: Упрощенцев сейчас Пенсионный фонд просит заплатить по 84 грн. с каждого нанятого работника. Указ президента, который регулирует упрощенку, не предусматривает такой уплаты, бюджет на этом настаивает. Соответствующие законы, регулирующие пенсионные взносы, дублируют отдельные положения бюджета. Улучшение ситуации с единым налогом возможно только путем снижения разумных ставок и увеличения облагаемой налогом суммы. Тогда взнос в ПФ будет иметь обязательный характер, но не такой дискриминационный по его размеру.
В: Как вы относитесь к идее введения единого социального налога, который должен вывести из тени зарплаты?
О: Неплохая идея, следует посмотреть на то, что даст этот налог в бюджетной динамике. Но это задача не Налогового кодекса, а трудового законодательства. Для предприятий мы создаем главную мотивацию деятельности по белому, в частности, поднимаем нормы амортизации до 5% для четвертой группы и даем возможность на уровне модернизации быть более конкурентоспособными. Модернизация — это прежде всего создание большого количества рабочих мест с высокими зарплатами.
Заставить же предпринимателя платить белую зарплату должен сам наемный работник, у которого есть альтернатива в пенсионных отчислениях. В идеале Налоговый кодекс следует вносить вместе со вторым уровнем пенсионной и вообще с социальными реформами.
В: Крупные предприятия часто дробятся на большое количество СПД. Ваш кодекс увеличивает предельный доход для упрощенцев. Теперь нужно будет дробиться на меньшее количество СПД?
О: Мы попытались решить эту проблему в двух плоскостях. Мы дифференцировали ставки налогов для предпринимателей: увеличили предельный объем выручки для юрлиц с 1 млн. грн. до 1,5 млн. грн., а для физлиц ввели ограничение по сделкам с одним и тем же заказчиком. То есть если один и тот же человек заключает однотипные договоры с одним и тем же предприятием постоянно, он будет платить, как все остальные работники, и налог на доходы, и взносы в социальные фонды.
В: Не все ясно с фиксированным сельскохозяйственным налогом. Во-первых, вид сельхоздеятельности, который попадает под действия этого налогообложения, определяется облсоветами. Во-вторых, под действие этого налога попадают только фермеры, занимающиеся садами, полями и животноводством. И в-третьих, в пользовании сельхозпредприятий, которые специализируются на животноводстве, должно быть не менее 1 тыс. га.
О: Облсоветами — потому что они понимают, какие культуры или какой вид сельхоздеятельности в той или иной области доминирует и полезен для региона. Сельхозналог платят все сельхозпроизводители, у которых доля сельхозпродукции в общем обороте превышает 75%. Но некоторые категории производителей (в частности, цветов, меха, спирта, табака) не могут перейти на единый сельхозналог и будут платить на общих основаниях. А не менее 1000 га нужно, так как укрупнение хозяйственных субъектов поможет им быть конкурентоспособными, особенно на внешних рынках.
Реформа налоговой
В: Ваш Налоговый кодекс, пусть не буквально, но сохраняет понятие группы риска. Это дает возможность налоговой выжимать из налогоплательщика сверх нормы.
О: Внеплановые проверки будут проводиться исключительно по решению суда. Мы сокращаем перечень оснований для таких проверок, жестко регламентируем срок их проведения — плановых (не более 20 дней) и внеплановых (не более 10 дней). Все штрафы и взыскания будут налагаться только через суд. Если налогоплательщик добровольно решил платить — это его право.
В: Как вы относитесь к действующей налоговой и таможенной политике правительства?
О: Когда граница на замке, это всегда плюс для бюджетных доходов и детенизации внутреннего рынка. Меньше контрабанды, больше конкуренции и ниже цены.
Пока тяжело говорить, как действует налоговая, но в ней произошли достаточно серьезные, в том числе и кадровые, изменения. Увидим по результатам полугодия. Существует проблема с НДС, налоговая еле-еле выполняет плановые поступления в бюджет. В этом нет вины Сергея Буряка (глава ГНАУ.— «і»), такова сегодня система и структура налоговых сборов. Налоговая должна изменить философию в отношениях с плательщиками, стать их настоящим партнером. Поэтому мы предложили в Налоговом кодексе изменение администрирования каждого из налогов, ликвидируем криминальный НДС. Мы представили в ГНАУ на рассмотрение новый закон о ликвидации налоговой милиции и создании департамента налоговых расследований. Ответственность дисциплинирует налогоплательщиков, но она должна дисциплинировать и налоговиков. Поэтому мы предусмотрели в кодексе ужесточение ответственности налоговика за свои деяния. Как и предприниматель, налоговик своим имуществом, своим домом, машиной ответит за ущерб, нанесенный его действиями. И он, скорее, обратится в суд, чтобы по его решению применять санкции.
В: У нас есть проблемы с судами, мешающие полноценной работе налоговой?
О: 90% решений судов — в пользу налогоплательщиков. Проблема коррупции есть и в судебной системе. Здесь вопрос исключительно в политической воле: как изменить судебную систему, сделать ее работу ответственной перед обществом. Мне нравится то, что было сделано в Грузии Михаилом Саакашвили (провел массовую ротацию судей.— «і»).
В: Департамент налогового расследования будет заниматься всеми нарушениями?
О: Да, и он будет больше похож на департамент итальянской налоговой разведки, который в свое время начал бороться с экономической мафией в Италии. Принцип такой: без «маски-шоу», без захода на предприятия, через аналитический центр ведется сбор информации. Сейчас спустили план — грубо говоря, не менее 3 тыс. уголовных дел, а что осталось в сухом остатке? Никого не привлекли к ответственности по решению суда. В будущем — взяли одну-две промышленные группы, отмониторили их в течение года — и в один день всех посадили, начиная с руководителя и заканчивая последним клерком, если есть основания. Два-три таких дела станут хорошим сигналом для общества. Главное — не перегнуть планку, а дать мотивацию через снижение налогов работать по-белому. В нашем кодексе есть еще раздел легализации капитала. Это расширит базу налогообложения и даст возможность гражданам задекларировать все, что у них было припрятано. Все это можно сделать по 15%-ной ставке доходов физлиц.
В: Предусматривает ли кодекс минимизацию личного контакта налогоплательщика и налогового инспектора?
О: Это вопрос отчетности, которая может подаваться по почте и через интернет. Дистанцированное общение — это хорошо. Но если будет необходимость консультации, особенно на переходном этапе, думаю, контакты налоговика и налогоплательщика будут полезны. В 2009 г. будет введена в действие общая часть кодекса, а в 2010 г.— специальная часть.
В: Вы планируете вводить электронную отчетность?
О: Только на добровольной основе. Если Украина покрыта интернетом только на 27%, как мы можем ставить условия обязательной электронной отчетности?
Налог на недвижимость
В: Ваш кодекс вводит налог на недвижимость, по сути — налог на частную собственность.
О: В странах ЕС такие налоги есть, это дает возможность регулировать рынок недвижимости. Этот налог, прежде всего, должен стимулировать граждан и предпринимателей эффективно использовать их личные активы, избавляться от излишнего имущества. Введение этого налога поможет местным советам решить задачу развития инфраструктуры. Потому что наш кодекс выписан людьми, которые будут платить эти налоги: 1% на недвижимость площадью более 200 кв. м. Если меньше 200 кв. м — налогом не облагается.
В: В некоторых европейских странах существует и налог на строительство.
О: Думаю, что этот налог уже у нас существует. Он не узаконен и называется строительный сбор. Местный совет сам устанавливает его ставку. Это сдерживает инвестиционную привлекательность территорий, расположенных за пределами Киевской области. Мы хотим законодательно закрепить ставку на уровне не более 10%.
В: Налог на недвижимость и на землю рассчитывается, исходя из средней стоимости единицы измерения. Согласно вашему кодексу, она должна пересматриваться раз в три-пять лет, но за три года цены могут кардинально поменяться.
О: У нас методология администрирования налога на недвижимость похожа на администрирование налога на землю. Легального рынка земли нет, но есть теневой. Для рынка очень важно иметь определенные индикаторы стабильности. Вот эти индикаторы стабильности достигаются тем, что органы местного самоуправления будут определять ставку этого налога на срок от трех до пяти лет, понимая, что будут всплески и падения рынка. Но, полагаю, что в ближайшие пять лет цена будет только повышаться. Поэтому мы взяли среднесрочный период три-пять лет — на усмотрение местных советов.
Политические аспекты кодекса
В: В 2000 г. в Раде дебатировались четыре проекта Налогового кодекса, но ни один не прошел из-за неуступчивости их авторов. Готовы ли вы на компромисс?
О: Готов на любые компромиссы, если Налоговый кодекс будет блюсти интересы предпринимателей: по снижению ставок, усилению защиты от силовиков, улучшению администрирования. Мы с Ксенией Ляпиной и Владимиром Лановым три года работали над этим кодексом вместе с большим количеством предпринимателей, аудиторов, бухгалтеров, которые тратили свои деньги на этот продукт. Мы создали комитет политического действия, чтобы предприниматели, особенно малый и средний бизнес, поддержали нас и требовали изменения правил игры, которые закреплены в нашем Налоговом кодексе. Я рассчитываю на поддержку премьера, потому что ее позиция о ликвидации криминального НДС положительно воспринята предпринимателями. Думаю, что некоторые положения у нас будут схожи с кодексами Николая Азарова и Минфина. Но наш главный интерес — дать возможность малому и среднему бизнесу занять свое место в структуре экономики государства — не менее 50%. Это обеспечит стабильную макроэкономику, снизит риски дефолта и напрямую отразится на доходной части бюджета. Соответственно — на повышении зарплат и пенсий.
В: НУНС вас поддержит. Уверены ли вы в поддержке БЮТ?
О: Я буду докладывать этот кодекс на совете коалиции и попрошу ее, чтобы она рекомендовала Минфину взять наш документ за основу и работать с ним. В оппозиции тоже немало либерально настроенных предпринимателей, которые понимают, что, создавая условия для всех, они создают их для себя.
О выборах
В: Все-таки вы будете баллотироваться в мэры Киева?
О: Если голосование будет в два тура. Один тур — это надувательство, как в 2006 г. Легитимность мэра, за которого проголосовали более 50% киевлян, пришедших на участки,— весомый аргумент. И мы на законодательном уровне должны дать возможность, чтобы выборы стали более осмысленными. Остальное сделают сами киевляне.
В: Планируете ли вы баллотироваться на президентских выборах?
О: Все будет зависеть от того, какие решения примет Европейская партия, какое развитие она получит, как будут оценены ее идеи в обществе. И в отношении президентской кампании мы определимся накануне ее начала. Думаю, мы поддержим кого-то из кандидатов. Скорее всего, единого кандидата от НУНС и БЮТ.
В: Ваша позиция в отношениях между БЮТ и НУНС носит несколько нейтральный характер.
О: Меня упрекали в том, что я пропрезидентский, потом мне говорили: «Лег под Юлю». Но я стою на принципах, сформированных в 2004 г. Именно они заставили меня в свое время уйти из ГНАУ, потом — из «Нашей Украины», когда они решили создать коалицию с Партией регионов. Происходящее сейчас в отношениях между Тимошенко и Ющенко — не то, что заслуживает видеть народ Украины.
Николай Дмитриевич Катеринчук родился 19 ноября 1967 г. в с. Луговое Тальменского района в Алтайском крае (Россия). 1984-1985 гг. — ученик слесаря-сборщика радиоаппаратуры и регулировщик радиоаппаратуры на заводе «Импульс» (Черкассы).
В 1993 г. закончил юридический факультет Киевского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко. 1992-95 гг.— юрист-консультант «АБ Інко». 1995-2002 гг.— гендиректор ООО «Адвокатская компания «Моор и Кросондович» (Киев).
2002-2006 гг.— народный депутат по округу №13 (Винницкая обл.). 2004-2005 гг.— доверенное лицо кандидата на пост президента Украины Виктора Ющенко в едином общегосударственном избирательном округе. Ноябрь-декабрь 2004 г.— участник рассмотрения в Верховном суде жалобы о признании недействительными результатов выборов президента. С марта 2005 г.— член президиума совета «Народного Союза «Наша Украина» (НСНУ).
Март-сентябрь 2005 г.— первый заместитель председателя ГНАУ.
С октября 2005 г.— председатель ЦИК НСНУ. 2006-08 гг.— депутат Рады V и VI созывов.
Сейчас — замглавы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, глава «Европейской партии Украины».
Кандидат юридических наук. Награжден орденом «За заслуги» ІІІ степени. Женат, воспитывает сына и дочь.