В Южно-Китайском море после столкновения с китайским балкером Yao Hai затонуло универсальное судно снабжения «Нефтегаз-67», принадлежащее ГАО «Черноморнефтегаз»
В Южно-Китайском море (Гонконгский пролив) после столкновения с китайским балкером Yao Hai затонуло универсальное судно снабжения «Нефтегаз-67», принадлежащее Государственному акционерному обществу (ГАО) «Черноморнефтегаз» (Симферополь). Из 25 членов экипажа украинского корабля вчера были спасены только семеро — 6 граждан Украины и гражданка КНР.
Столкновение судов произошло в субботу около 21.30 по гонконгскому времени близ Сянгана (Гонконг). Поиск 18 украинских моряков вчера продолжали вести спасательные службы, а также подразделения морской полиции и противопожарной безопасности Гонконга. Задействованные в спасательной операции водолазы уже обнаружили судно на глубине 35 метров в перевернутом виде, но в ходе многократных погружений отыскать доступный вход внутрь него так и не смогли. В ходе работ на месте крушения используется плавучий кран, который пытается приподнять судно с морского дна и переместить его на мелководье, чтобы облегчить работу водолазам.
Вчера по поручению премьер-министра Украины Юлии Тимошенко была срочно создана правительственная комиссия, представители которой должны вылететь на место происшествия. Кроме того, для выяснения обстоятельств катастрофы и координации дальнейших действий в Минтрансе, МИД, «Укрморречфлоте» и компании «Черноморнефтегаз» созданы оперативные штабы. Собственное расследование инцидента проводят также власти КНР.
Как сообщил вчера на пресс-конференции в Симферополе председатель правления ГАО «Черноморнефтегаз» Анатолий Присяжнюк со ссылкой на капитана судна, оказавшегося в числе спасенных, 44-летнего жителя Херсона Юрия Кулемесина, украинский корабль затонул в течение пяти минут после крушения. «По словам капитана, он получил разрешение на проход от диспетчера, то есть большегруз должен был его пропустить. А было как на самом деле — это сегодня сказать сложно, это выяснит правительственная комиссия»,— сказал господин Присяжнюк. По его информации, обследовавшие судно водолазы обнаружили пробоину в 4 м длиной, которую нанесло китайское большегрузное судно грузоподъемностью 60 тыс. т.
Судно «Нефтегаз-67», построенное в 1991 г., в декабре 2001 г. было зафрахтовано швейцарской компанией Fortrans Ltd. И, в соответствии с агентским соглашением, занималось якорезаводкой, буксировочными операциями и снабжением морских объектов в Южно-Китайском море на шельфе Китая, Сингапура, Малайзии и Индонезии. Украинский экипаж судна работал вахтовым методом, а нынешняя команда заступила на вахту 5 января и должна была проработать до июня. В 2007 г. судно прошло текущий ремонт в Сингапуре и подтвердило соответствие требованиям морской безопасности. «Оно было допущено к выполнению таких работ, технически было исправным,— сказал господин Присяжнюк.— Капитан корабля, как утверждают наши работники — один из самых опытных людей, которые вообще имеются у нас на флоте». В числе спасенных, помимо капитана, оказались те, кто находился в момент столкновения на верхней рубке судна: третий помощник капитана, начальник радиостанции, третий механик, моторист, буфетчица, а также китаянка, представляющая компанию-фрахтовщика. Остальные 18 членов экипажа, вероятно, находились в момент крушения во внутренних отсеках судна. 13 из них — жители Крыма, четверо — Херсонской области и по одному из Николаевской и Ивано-Франковской областей. Господин Присяжнюк выразил надежду, что членов команды, которые пока считаются пропавшими без вести, удастся спасти, поскольку в каютах могли остаться воздушные мешки. Однако, по его словам, спасательным работам мешает туман, хотя в районе кораблекрушения море спокойное — 2-3 балла, а температура воды составляет 22 градуса.
По информации господина Присяжнюка, «Черноморнефтегаз» создал штаб по оказанию помощи семьям пострадавших и считающихся пропавшими без вести моряков судна «Нефтегаз-67». В настоящее время работники компании уже оповестили о случившемся семьи практически всех членов экипажа. «Помощь будет оказана и материальная, и людская, и вся та, которая предусматривается нашим законодательством, и даже помимо законодательства,— сказал он.— Я думаю, что компания наша в состоянии взять на себя ответственность и оказать помощь не только женам, а и детям, которые, не дай Бог, останутся без кормильцев».
Господин Присяжнюк также сообщил о том, что в настоящее время за границей эксплуатируются еще два судна «Черноморнефтегаза»: в Бразилии и в Мексиканском заливе. По его словам, все три зафрахтованных судна не были загружены — у компании для них не было работы. «Это продолжалось практически с 1995 г. И второе: большой поток кадрового состава, люди не хотели у нас оставаться работать, потому что получали, соответственно, недостаточную заработную плату по своей классификации, и они старались при первой же возможности уезжать за границу. Таким образом мы предоставили возможность людям работать и повышать свое мастерство на судах и иметь международный опыт»,— пояснил господин Присяжнюк.
Отвечая на вопрос «i» о том, будет ли восстановлено затонувшее судно, господин Присяжнюк сказал: «Не думаю. Исходя из срока его эксплуатации, а тем более после получения такого повреждения». При этом он отметил, что корабль и его экипаж были застрахованы. Остаточная стоимость судна, по информации господина Присяжнюка, составляет около $5 млн. «Страховка покрывает полностью стоимость судна»,— сказал он. Глава «Черноморнефтегаза» также сообщил, что из-за крушения контракт на фрахтовку судна будет приостановлен.