Президент Виктор Ющенко недоволен, что Минтопэнерго не стремится выполнять Энергетическую стратегию Украины до 2030 г.
Президент Виктор Ющенко недоволен, что Минтопэнерго не стремится выполнять Энергетическую стратегию Украины до 2030 г. Эксперты сходятся во мнении, что этот документ непригоден к практическому использованию.
Энергостратегия до 2030 г. принята в марте 2006 г., когда Минтопэнерго руководил Иван Плачков, а его первым заместителем был нынешний министр топлива и энергетики Юрий Продан. Во время вчерашней встречи с ним Виктор Ющенко констатировал, что правительство не подкрепило энергостратегию соответствующими программами и планами мероприятий, до сих пор не установило степень ответственности руководителей органов исполнительной власти за несоблюдение заложенных в стратегию показателей. Именно поэтому, считает господин Ющенко, отраслевые министерства и ведомства игнорируют этот документ.
Однако отраслевые специалисты основную причину подобного положения вещей видят в неадекватности заложенных в энергостратегию показателей. Члены общественной коллегии при Минтопэнерго еще до утверждения документа парламентом составили список замечаний, которые так и остались неучтенными. В частности, по оценке коллегии, стратегия содержит множество ничем не подтвержденных прогнозных показателей. Ежегодный рост потребления электроэнергии до 2030 г. в Украине составит максимум 2,5%, а не 3,2%, как указано в документе. Задекларированная сумма необходимых для электроэнергетики до 2030 г. инвестиций в 543,5 млрд. грн. занижена минимум в полтора раза. По словам Владимира Сапрыкина, директора энергетических программ Центра им. Разумкова, в стратегии заложен нереалистичный прогноз удвоения добычи нефти к 2010 г. «Для этого нужно было начинать геологоразведочные работы несколько лет назад»,— подчеркнул эксперт.
Сергей Ермилов, директор Института проблем экологии и энергосбережения, заявил «і», что сложно ожидать эффективности государственной энергетической политики, сформировавшейся на основе ошибочных количественных параметров.
Исправить ситуацию могло бы изменение системного подхода к подготовке стратегических государственных документов. В этом процессе, по мнению экспертов, должны участвовать не только чиновники, но и эксперты, специалисты различных отраслей, представители общественных организаций. Подобная практика распространена в ЕС и США.
Но, по словам Александра Тодийчука, координатора группы экспертов по выполнению меморандума энергетического сотрудничества Украины и ЕС, полноценную работу над энергостратегией можно будет вести только после того, как будет утверждена общая стратегия развития нашего государства.
Разработка энергетической стратегии Украины началась в 2003 г. по распоряжению президента Леонида Кучмы. В марте 2006 г. Кабмин Юрия Еханурова утвердил ее. Согласно документу, Украина намерена за 24 года сократить зависимость от импортных энергоносителей с 54,8% до 11,7%. Обеспечение энергетической безопасности планируется достичь путем уменьшения уровня зависимости страны от импорта газа, нефти и урана с 54,8% в 2005 г. до 11,7% в 2030 г., в том числе — за счет увеличения использования собственного угля, урана, газа, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Производство электроэнергии на собственном топливе должно вырасти с 38,1% в 2005 г. до 91,7% в 2030 г. Планируется создать стратегический резерв нефти и газа для использования в чрезвычайных ситуациях и рыночного регулирования цен. Стратегия также предусматривает поэтапный рост цен на энергоносители (нефть, газ, электроэнергию) не более чем на 15% в год. Чтобы реализовать стратегию, объем необходимых инвестиций в ТЭК должен составить не менее $110 млрд. Ответа на вопрос, откуда появятся необходимые инвестиции, авторы стратегии не дают.
