Сегодня вечером возле посольства Беларуси в Киеве пройдет очередная акция солидарности с белорусской оппозицией.
Название акции в разных источниках звучит по-разному: «Свободу не остановить» (один из лозунгов оранжевого Майдана), «Что такое свобода?» и «Граффити свободы». Последнее ближе к теме — участники акции намерены разрисовать импровизированную стену из картона, которую соорудят под недавно установленным перед посольством забором.
Подобные акции проводятся не только в Киеве.16-го числа каждого месяца во многих европейских столицах проходит день солидарности с Беларусью. А начало им было положено 16 октября 2005 года — ровно через месяц после того, как минская милиция неожиданно разогнала акцию памяти в день очередной годовщины исчезновения главы Центральной избирательной комиссии Виктора Гончара.
Господин Гончар пропал в Минске 16 сентября 1999 года вместе со своим другом-бизнесменом Анатолием Красовским — они поехали в баню и не вернулись. Возле бани нашли лишь осколки стекла их автомобиля и пятно крови. Белорусские власти поначалу выдавали их исчезновение за бытовой криминальный эпизод. Но им никто не верил — ведь в мае того же 1999 года Виктор Гончар, незаконно уволенный указом президента Александра Лукашенко с поста председателя Центризбиркома еще в 1996 году, организовал оппозиционные выборы главы государства, а в июле 1999-го официально объявил об окончании срока легитимного президентства господина Лукашенко.
Последний, кстати, был избран президентом в один день с Леонидом Кучмой — 10 июля 1994 года. Где сейчас Кучма? И где Лукашенко.
«Где Гончар?» — тоже вопрос риторический, особенно после обнародования информации о лукашенковских эскадронах смерти и о выдаче специального расстрельного пистолета как раз в дни исчезновения оппозиционных белорусских политиков.
В нынешнем месяце в Беларуси и во всем мире вспоминали и о двух других жертвах режима. 7 июля 2000 года в Минске пропал телеоператор белорусского корпункта Общественного российского телевидения Дмитрий Завадский — он поехал в аэропорт «Минск-2» встретить своего начальника, а тот обнаружил лишь пустую машину. С тех пор о судьбебелорусского Гонгадзе ничего неизвестно. А 13 июля прошлого года был вынесен приговор экс-кандидату в президенты Беларуси и бывшему ректору Белорусского государственного университета Александру Козулину, которого осудили на пять с половиной лет заключения за организацию акции протеста против фальсификации итогов президентских выборов.
Поверьте, очень страшно, когда твои хорошие знакомые бесследно исчезают. Я много общался с Виктором Гончаром, дружил с Дмитрием Завадским… Но помочьим ничем не могу. Что смог — уже сделал, пока жил в Беларуси. В частности, превратил в широко известную белорусам фигуру киприота Христоса Пургуридеса — докладчикаПарламентской ассамблеи Совета Европы, по инициативе которого ПАСЕ приняла резолюцию «Пропавшие люди в Беларуси». Одним из решений ПАСЕ был запрет на контакты с официальным Минском и посещения Страсбурга депутатами белорусского парламента до тех пор, пока не будет проведено настоящее расследование исчезновений. Однако первым запрет нарушил нынешний председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден, лично посетивший Минск.
Неделю назад на киевском круглом столе другой Парламентской ассамблеи —ОБСЕ — заместитель Александра Козулина по его партии сообщил, что Ирина Козулина умирает от рака, но ее не пускают на тюремные свидания к мужу. Наконец власти разрешили свидание, начавшееся в пятницу и заканчивающееся сегодня. Но жена поехать в витебскую колонию уже не смогла, отправила двух дочек.
А Украина побеждает на витебском «Славянском базаре», где Сердючка танцует с Лукашенко, и рисует возле киевского посольства Беларуси. Нашла где. «Шоу меня там такое»?