Виктор Бондарь: «Тянуть скелетов в шкафу мы не собираемся»

9 июля 2007, 0:00
no image

Виктор Бондарь, заместитель главы секретариата президента и член президиума совета Народного союза «Наша Украина», не давал интервью со времен своей работы в Минтранссвязи. Несмотря на свою относительную непубличность, он остается одним из самых перспективных молодых политиков наряду с Арсением Яценюком и Вячеславом Кириленко. Господин Бондарь уверен, что главная роль после внеочередных выборов должна достаться молодым реформаторам, которые заменят старую гвардию и смогут вывести нашу страну на европейский путь развития

Вопрос: Видите ли вы сейчас препятствия, которые могли бы помешать проведению внеочередных парламентских выборов 30 сентября? Создавалось впечатление, что существование этих препятствий подтверждает указ президента № 593/2007 от 4 июля, где президент вновь говорит о дате выборов.

Ответ: Этот указ имеет технический, а не политический характер: обладминистрации и министерства должны обеспечить все необходимое для нормального проведения выборов. Практически все обладминистрации начали готовиться к проведению выборов: помогают Центризбиркому в поиске помещений, решают организационные вопросы (телефоны, компьютеры, машины и т. д.). И этот процесс уже необратим.

В: А Кабмин?

О: Правительство делает то же самое. Я вижу один очень важный признак: партии начали готовиться к выборам. Фактически все министры, вице-премьеры, да и сам премьер озвучивают предвыборные тезисы. Пошли популистские действия правительства по повышению пенсий, зарплат. Но никто не отвечает, что будет после этого.

В: А как вы оцениваете действия и поведение Александра Мороза?

О: Мороз держится за кресло. Оно ему очень нравится, ведь это его последний приход в большую политику. У Мороза было желание красиво уйти на пенсию с должности спикера, и он это желание выполнил. Все стареют, а, как говорит пословица, старые люди — как маленькие дети.

В: Еще одной загадкой последнего времени была нейтральная позиция Виктора Януковича в отношении выборов. Поговаривали, что поведение ЦИК станет индикатором его позиции.

О: Сегодня Виктор Федорович оказался в несколько неудобной ситуации. Он, как мне кажется, сталкивается с проблемами внутри Партии регионов. Промышленное крыло партии не получило никаких преимуществ от этого правительства. Ни одного вопроса, критически важного для украинской промышленности, не решено: в налогообложении, акцизах, таможенных процедурах, лоббировании интересов отечественной промышленности на западных рынках. И чистое бизнес-крыло в ПР задается одним вопросом:что делало правительство? Они были заинтересованы в том, чтобы до конца провести процессы приватизации, имели планы по увеличению своих капиталов, развитию предприятий. И что получили? С приватизационными процессами остановка. Рост ВВП есть, но за счет инерции предыдущих годов. Начались проблемы невыполнения бюджета, финансирования капитальных расходов. Есть проблемы с таможенными процедурами и СЭЗ — идет страшная контрабанда.

В: Но какая ситуация складывается в ЦИК? Постоянно циркулируют слухи, что коалиционные представители пытаются протянуть 44 кандидатов от ПППУ.

О: Этого не будет. Комиссия состоит приблизительно пропорционально из представителей всех ключевых политических партий. И одна сторона не может принять какое-то серьезное решение без второй стороны. Но процесс затягивается и потому, что таже ПР понимает: еще есть время, и идет игра на нервах, на которой делается пиар.

В: Почему столько проблем возникает при формировании демократического мегаблока?

О: Нет никаких проблем. Сначала нужно было определиться, какой должен быть юридический статус демократических сил, в каком формате нужно идти. И подписание декларации между Луценко и Кириленко дало посыл для всех демсил: объединяемся; четко фиксируем, что выходим на создание единой политической партии; эта партия будет создаваться на основе уже существующей мощной партии НСНУ; кто хочет, может присоединиться к этой формуле. «Наша Украина» уже имеет опыт с блоками, следствием чего стали проблемы с Кинахом. Наступать на те же грабли — неправильно. Есть еще один момент. Президент, лидеры демократических партий и новых команд говорят, что предстоящие выборы имеют очень высокую цену для Украины. Мы сегодня строим будущее, предлагаем путь, по которому страна пойдет дальше. И либо к руководству страной придет молодежь, либо старая гвардия, которой и без того осталось 3-5 лет до пенсии. Когда старая команда начинает навязывать свою точку зрения, то возникает внутреннее сопротивление: вам важны собственные интересы и внутренние интриги или будущее Украины? Если второе, давайте все в один список.

В: Почему для «Правиці» эта формула остается неприемлемой?

О: У них очень большой багаж прошлого и воспоминаний, которые тянут их назад. Постоянное желание кого-то протянуть за собой. Мы им отвечаем, что нужно сделать достойный список, который точно пройдет в парламент и сможет вести свою грамотную политику. Тянуть скелетов в шкафу мы не собираемся.

В: Кого они предлагают?

О: Все партии имеют свою историю, и у каждой партии в региональных центрах остались свои люди, которые в свое время тянули большой объем работы. Но сегодня вопрос в том, либо они с нами делают новую историю страны, либо остаются в старой.

В: Не слишком ли много лидеров будет в мегаблоке? Уже развернулась борьба между Кириленко и Луценко за лидерство в списке.

О: Все решит голосование межпартийного съезда. И я бы не рекомендовал смотреть на лидера списка. Лучше анализировать тех, кто вошел в первую десятку, кто — во вторую. Мысль, что первый номер сможет вытянуть всех, не сработает. Сегодня в «НУ» есть группа молодых людей, которая готова взять на себя ответственность и тянуть эту лямку. Мы готовы взять людей, которые способны и хотят работать,— руководителей политических сил, у которых есть свои взгляды и четкий план действий по подъему экономики, патриотизма и духовности. Только молодые люди, которые ездят на Запад и видят, как живут другие страны, способны что-то изменить. А старшее поколение ездит туда только отдыхать. Я до 1999 г. занимался бизнесом. Наездился и насмотрелся, как люди строят свой бизнес, страну, налоговую систему. И у меня совсем другое представление, как должны строиться отношения между бизнесом и государством. Мы живем на налоги, которые платит бизнес. Мы должны всячески поддерживать его, а не загонять в рамки.

В: Первую десятку будущего списка озвучил раньше всех Виктор Балога. Не означает ли это, что окончательный вариант списка готовится в секретариате президента? И почему там не было «Правиці»?

О: Виктор Иванович просто озвучил свое видение списка от «НУ».

В: Соответствует ли действительности информация, что у президента есть своя квота в списке?

О: Вообще не соответствует. Виктор Андреевич обеспечивает главное — чтобы Украина по-настоящему стала демократической страной, а политики перестали заигрываться. Впервые, наверное, парламент прочувствовал, что за откровенную коррупцию, за подкуп депутатов ситуация может дойтидо роспуска. А что такое роспуск для депутата в нынешних условиях? Лишение депутатов неприкосновенности, что осуществит «НУ» в следующем парламенте. Президент очень осторожно смотрит на все внутрипартийные процессы и видит, что данная партия в перспективе станет очень мощной. Украина уже двигается к двух-трехпартийной системе. Будет «НУ», ПР. Какая будет судьба третьей партии сегодняшнего политикума — жизнь покажет. Сегодня БЮТ — больше партия харизматичного лидера, которая изменяетсвои подходы в зависимости от того, как меняется точка зрения лидера.

В: Как вы относитесь к тому, что будущие участники мегаблока ведут, по сути, свои собственные избирательные кампании?

О: Со следующей (текущей.— «і) недели это прекратится. Мы не допустим недоразумений и хаотичных действий.

В: Когда вас назначили курироватьрегиональную политику в секретариате президента, было много скептиков. Какими достижениями вы можете похвалиться за прошедшие почти девять месяцев?

О: Главное достижение даже не мое, а всей команды. Раньше главы облгосадминистраций не знали, к кому ходить в секретариате и с кем говорить. Точно так же они не знали, к кому обращаться в правительстве. Второй момент. В каждой области есть много внутренних политических и экономических конфликтов, базирующихся на амбициях, эмоциях, разовых недоразумениях. Из-за них в обл-, рай- и горсоветах разворачиваются целые войны. И не было арбитра, который смог бы их собрать вместе за столом как независимая сторона.Также, надеюсь, главы облгосадминистраций увидели в руководстве секретариата и моей работе понимание их ситуации и постоянную поддержку в вопросах, которые от нихне зависят: увеличение стоимости топлива или хлеба, засуха и т. д. Третий момент. Если помните, во многих регионах коалиция — после перехода Мороза на их сторону — предприняла попытку расшатать ситуацию и уволить глав облгосадминистраций посредством выражения им недоверия со стороны облсовета. Это была просто политическая расправа и желание местной элиты посадить в кресло своего человека. Поэтому мы заняли жесткую позицию, и президент сам инициировал защиту губернаторов.

В: А как складывалась ситуация с главами райгосадминистраций?

О: В больших масштабах и, как правило, в тех же самых областях. Умножьте на количество райсоветов и РГА, но и там мы сначала включали правовые, потом другие механизмы. Мы победили чисто юридическим путем. Во-первых, они сами наделали кучу ошибок. Во-вторых, не было оснований для снятия с должности: экономические показатели не упали, социальные — тоже. В ноябре прошлого года мы остановили эти процессы.

В: Вы видите в губернаторах мощный административный ресурс в руках президента?

О: Я вижу в губернаторах гарантию стабильности в регионах. А учитывая увеличение инфляционных процессов в сфере энергообеспечения, ЖКХ и т. д., они еще пытаются выкручиваться — брать кредиты, ремонтировать, готовиться к зиме. Посмотрите на решения правительства за последние полгода. Там есть хоть одно решение по подготовке к зиме? По цене на газ?

В: Как расценивать заявления оппонентов президента, что он даже не пытается бороться с админресурсом,поскольку сам им владеет?

О: А с чем бороться? Что такое админресурс со стороны правительства, поняли уже, кажется, все. Люди получили министерство как вотчину и просто царствуют там как князья. «Нефтегаз» — свое княжество, «Укрзалізниця» — свое. Равно как «Укртелеком», Минтопэнерго, МЧС и т. д.

Что касается губернаторов. Там,где губернатор действительно является мощным партийцем, пусть работает. Сегодня настал переломный момент. Когда тебя бьют битой, а ты защищаешься только книжечкойпод названием «Конституция», то этого, очевидно, мало.

В: Уже известно, кто из губернаторов будет руководить работой избирательного штаба в регионе?

О: На следующей (текущей.— «і») неделе это станет известно окончательно. Региональные руководители решают это самостоятельно. Если бы мы захотели, то все руководители облгосадминистраций возглавили бы штабы. Говорить о каком-то админресурсе глупо.

В: Подготавливаете ли вы админреформу и какие наработки у вас уже есть?

О: Есть рабочая группа, которая сейчас этим занимается и которую возглавляю я. Есть два-три подхода по реформированию административно-территориального устройства. Имеются предложения от Фонда содействия местному самоуправлению, от совета глав местных администраций и т. д. Но на сегодня нет четкого видения, какой должна быть структура административного устройства. Чем дальше я двигаюсь в этом направлении, тем больше понимаю, что проводить отдельную админреформу невозможно, пока не будет ее комплексного видения, бюджетной, налоговой и судебной реформы. Они должны осуществиться одновременно, иначе будет коллапс. Во-вторых, за счет этого мы должны добиться сокращениягосударственных расходов и передать государственные полномочия на места. Мы получили в наследство советский способ ведения экономики, когда все осуществляется централизованно, а на местах нет ничего. И эту модель довели до такого состояния, что главы местных администраций и советов стали практически статистами, а райадминистрации — кассой по выплате зарплат. Мы должны поменять всю модель экономики — на места передаются все полномочия, капитальные расходы, строительство коммунальныхдорог, развитие инфраструктуры, социальные вопросы, защита культурных ценностей. В центре остаются только вопросы государственного уровня — здравоохранение и образование.

В: В секретариате ведется работа над этими четырьмя реформами?

О: Ведется работа над разработкой нового Налогового кодекса. Еще когда Арсений Петрович(Яценюк.— «і») работал в секретариате, мы обсуждали бюджетную реформу. Как только эта реформа будет проведена в комплексе с другими, то будет утрачен золотой ключик, который сегодня удерживает Азаров, руководя регионами. Сейчас все ходят к вице-премьерам — Азарову, Рыбаку, Слауте — на коленях и в полусогнутом положении, поскольку только от них зависит, дать дотацию или не дать на газопровод между селами, водопровод, машину скорой помощи. Разве это уровень правительства — принимать такиерешения?

В: Сколько средств, согласно вашей реформе, будет оставаться в регионах?

О: В регионах должно оставаться до 70% денег. Все остальное — это деньги, которые надо оставлять в Киеве на содержание правоохранительного блока, МИД, аппаратов всех министерств. Надо дать регионам право вводить и отменять местные налоги. Есть места, где необходимо ввести местный экологический налог. И тогда предприниматель сам будет решать: платить налог или инвестировать в защиту окружающей среды. А сейчас за невыполнение предписаний местной власти владелец предприятия разве что штраф в 100 грн. уплатить может.

В: Уровень руководителей регионов соответствует такимреформам? Феодализм в Украине не начнет развиваться?

О: Вертикаль глав обл- и райгосадминистраций должна четко находиться под центральными органами. И их увольнение должно зависеть исключительно от центральных органов, от того, как они справляются со своими обязанностями. В лице председателей рай- и облсоветов они получат противовесы на местном уровне. Но ведь и глава местного совета — не король и контролируется депутатами. Получаем позитивный баланс.

В: Когда вы планируете завершитьэтот комплекс реформ?

О: Мы отказались от разработки концепций, так как любую концепцию можно заговорить. Мы будем вносить в новоизбранный парламент три-четыре законопроекта и ставить их одним махом на голосование.

В: Сразу после избрания нового парламента вы не будете вносить эти инициативы?

О: Нет. Системные вопросы — вовторую очередь. В первую очередь — текущие проблемы нынешнего года, в том числе бюджетный процесс. Думаю, мы внесем наши законопроекты в первом квартале следующегогода. Хотя работу над этими документами закончим раньше.

Виктор Васильевич Бондарь родился 5 ноября 1975 г. В 1997 г. окончил Национальную юридическую академию им. Я. Мудрого (Харьков) по специальности правоведение. С 1996 г. — юридический советник АО «Финансово-промышленная группа «Сигма» (Харьков). С 1997 г. — заместитель директора ООО «Европейский фонд развития». В 1999 г. — предправления ОАО«Донецкий мясокомбинат». В 2000 г. занимал должность вице-президента (директора по вопросам развития) ООО «Украинские коммуникации». С сентября 2000 г. работает в секретариате Кабмина. С 2002 г. заместитель директора департамента связей с Верховной Радой — начальник управления стратегии развития информационных ресурсов и технологий секретариата Кабмина. С 2003 г. — замначальника секретариата Кабмина. С 10.06.05 — первый заместитель министра транспорта и связи (Евгения Червоненко). С 28.09.05 по 04.08.06 —глава Минтранссвязи. С 20.09.06 — замглавы секретариата президента, куратор региональной политики Кабинета министров. В 2004 г. окончил Национальный технический университет «Киевский политехнический институт» по специальности компьютерные науки.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи