Сергей Стефановский: «Нам не жалко отдавать госзакупки»

no image

Вопрос: Вы знаете об инициативе Минэкономики?


Ответ: Конечно, я даже держал в руках этот законопроект.


В: Министерство согласовывало его с комитетом?


О: Да, у меня поинтересовались, есть ли замечания или предложения. У нас замечаний нет.


В: Почему?


О: Не хотим перетягивать на себя одеяло. Антимонопольный комитет не выступал за то, чтобы стать уполномоченным органом по госзакупкам. О новом статусе мы узнали из принятых поправок к закону «О госзакупках», после чего только развели руками. А дальше началась череда бурных дискуссий вокруг функций комитета. Впрочем, мы доказали, что можем, не завалили работу.


В: Вписались ли новые функции в систему работы АМК?


О: Представители Всемирного банка говорили, что вроде как не с руки нам ведать этой темой. Мне же такое функциональное распределение кажется логичным. У нас есть 27 отделений по всем регионам, опыт работы, да и специальный статус комитета, благодаря чему на нас так просто нельзя нажать.


В: Выделили ли вам финансирование на новые функции?


О: Нет. Более полутора лет мы продолжаем работать без дополнительного финансирования.


В: А почему Кабмин не выделяет средства?


О: К правительству нет претензий. Недавно Кабмин принял решение о создании департамента по госзакупкам в АМК. Он уже создан. Был принят закон об изменениях в госбюджет, но он еще не вступил в силу. Есть и понимание того, что нам нужно увеличить департамент до 40 человек (сейчас 20). Хотя Минэкономики в свое время называло цифру — 250, в то время как в России этим занимается 750 человек.


В: Почему вам не отдали средства, выделенные под эти цели Минэкономики?


О: Эти деньги растворились в министерстве. Мы подготовили проект постановления, предусматривающего передачу людей от Минэкономики. Идея не нашла поддержки в министерстве. Сегодня наша работа — бешеный труд, обвинения в коррупции и в непрозрачности.


Это при том, что из 50 вопросов, которые должны решаться в рамках закона «О госзакупках», АМК принадлежит только 8 (ключевые: проверки и отчетность). Основные же полномочия закреплены за Межведомственной комиссией. Никто не лишал и Тендерную палату своих функций. Где замешены большие деньги, всегда ведутся разговоры о коррупции.


В: Насколько большие?


О: Через госзакупки распределяется около 25 млрд. грн. в год. Не так давно один из чиновников заявил: для получения согласия Межведомственной комиссии на то, чтобы некое коммунальное предприятие было единым исполнителем работ в регионе по уборке территорий, нужно комиссии дать откат в 6% от суммы. Ребята, ну придумайте что-нибудь другое.


В: То есть?


О: Алгоритм принятия решений для всех коммунальных предприятий одинаковый. Например, если это областные центры, на такие работы как освещение, обслуживание светофоров, коммунальных кладбищ комиссия дает соглашение на год, на потенциально конкурентных рынках — ремонт дорог, озеленение — соглашение выдается на полгода.


В: Много ли жалоб поступает в адрес Межведомственной комиссии?


О: Всего более семи тысяч обращений. Из них две тысячи по процедуре закупки у одного исполнителя. Например, Минобороны пыталось осуществить одну закупку. Запрос вызвал у членов комиссии подозрения, после чего его сняли с рассмотрения. В следующий раз компания и цена была несколько иной. Оказалось, что могли найти дешевле.


В: Есть ли приоритет на закупки у госкомпаний?


О: Бывает, что кто-то из естественных монополистов, например «Укрзалізниця», по завышенной цене покупает товар у своего дочернего предприятия.


Но обычно злоупотребления попроще. Компания предлагает яблоки по цене 1 грн. за кг. Однако после того, как она выиграла конкурс, яблоки почему-то поставляются по 4 грн. Цена в договоре может изменяться только по согласованию с Межведомственной комиссией.


В: А если нет согласования?


О: Договор расторгается, а предприятие попадает в черный список и выбывает из конкурсов на два года. Есть и обратный пример, когда комиссия дает согласие на приобретение работ у одного исполнителя. Так, создано предприятие по обслуживанию налоговой администрации. Рынок потенциально конкурентный, однако со своей спецификой: система допуска, проверок персонала. В таком случае Межведомственная комиссия дает согласие на то, чтобы потенциально конкурентные работы проводились одним исполнителем. Аналогичная ситуация с обслуживанием автотранспортом Кабмина, Верховной Рады.


В: Решен ли вопрос по размещению информации о проведении тендеров?


О: Законом определены очень жесткие условия для функционирования системы обнародования информации. К сожалению, пока по этим требованиям право на размещение информации имеет только Европейское консалтинговое агентство (ЕКА). Любой монополист, оказавшись в этой роли, естественно, желает получить максимальную прибыль, завысив цену на услуги. ЕКА навязывает услуги за размещение информации по госзакупкам. Как правило, ценой является процент от суммы госзакупки. Мы уже судились за это с ЕКА. АМК оштрафовал агентство на 100 тыс. грн. и обязал прекратить злоупотребления. Второе дело мы открыли по высокой монопольной цене. Правда, в конце прошлой недели я получил приятное сообщение о том, что политика формирования цены на услуги пересмотрена и решено бесплатно предоставлять документацию участникам тендерных торгов. Так что поживем — увидим.



 


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи