На газовом рынке Европы начинаются тектонические сдвиги: Россия, которая долгое время лидировала по поставкам газа в этот регион, уже в ближайшее время может лишиться своего влияния отдав рынок газа своим конкурентам. Усилиями команды Байдена прорабатываются варианты замены российского топлива на топливо от партнеров и союзников США.
Как следует из сообщений команды американского президента Джо Байдена, его администрация ведет сейчас масштабный подкоп под Россию, который нацелен прежде всего на желание подорвать ее многолетнее влияние на рынке газа в Европе, а в долгосрочной перспективе и вовсе уменьшить роль России на рынке газа в этом регионе. И чем дольше Газпром и Путин будет изображать обиженного, тем сильнее укрепятся его конкуренты. Каток конкуренции неумолимо вытеснит неадекватную Россию из европейского рынка, убежден политический эксперт Александр Кушнарь.
Как рассказал источник в американской администрации агентству Блумберг, сейчас США в интенсивным порядке проводят секретные переговоры с Катаром о том, чтобы он готовился заменить в Европе российский газ своим собственным. Согласно источникам издания, уже в конце января президент Джо Байден примет в Овальном кабинете катарского эмира, переговоры с которым будут посвящены прежде всего газовой тематике. И не зря. Катар – один из крупнейших в мире производителей сжиженного природного газа. Он продает три четверти газа в азиатские страны. И пока лишь 5% его продаж приходится на Европу, которая, в свою очередь, 40% своих потребностей в газе покрывает за счет именно российского топлива. Однако, как теперь выясняется, такое соотношение вполне может измениться в ближайшее время. И отнюдь не в пользу России.
Эта новость поступила на фоне недавнего известия о том, что Вашингтон сейчас оперативно устанавливает контакты вообще со всеми мировыми производителями газа, как трубопроводного, так и сжиженного, чтобы договориться с ними о газоснабжении Европы. Формальная причина такого беспрецедентного шага сформулирована так: Вашингтон хочет гарантировать, что в случае полномасштабного нападения российского режима на Украину, европейские союзники США не окажутся под угрозой дефицита газовых поставок.
Дефицита, который рискует возникнуть из-за санкций против экспорта энергоносителей из России, а также возмездия со стороны самих российских властей, которые могут просто остановить этот экспорт газа в условиях войны.
В реальности же, очевидно, стратегия команды Байдена – является куда более изощренной нежели просто страховка на случай российского вторжения в Украину. Фактически мы стоим на пороге реального выдавливания российского газового монополиста из рынков Европы. Совершенно очевидно, что если американская администрация заручиться поддержкой Катара и других мировых производителей газа, то использовать эту “карту” можно будет отнюдь не только в случае большого конфликта, который может развязать Москва против Украины. Эта схема может быть задействована вообще при любых условиях, которые европейские лидеры сочтут необходимыми. И к таким условиям относятся не только большая война.
Чтобы понять это достаточно посмотреть, что конкретно сказал источник Блумберга из администрации Байдена. А перед этим следует вспомнить, что США уже с декабря полностью заменили в Европе российский газ своим собственным, американским сжиженный природным газом. Поскольку Газпром, как известно, решил хлопнуть дверью после проводившегося политического шантажа.
По словам директора национального экономического совета Белого Дома Брайана Диза, США и так уже поставляют в Европу вообще весь газ, который есть у них на продажу. Он утверждает, что в ближайшей перспективе основное внимание со стороны США будет уделяться тому, чтобы обеспечить европейским странам доступ к природному газу в тех объемах, которые могут позволить им пережить зимние месяцы и не испытывать искусственного ценового давления. “Наши экспортные ресурсы по газу уже на пределе. Вот почему мы проводим работу со странами производителями газа. Мы выясняем о наличии у них дополнительных мощностей и возможностях переместить эти мощности в Европу”, – заявил Брайан Диз.
Итак, если ранее были вопросы о роли Байдена в поставках газа из США в Европу в декабре, то теперь, после высказываний г-на Деза, эти вопросы отпали. И это, в свою очередь, доказывает, что команда Белого Дома работает не только над тем, чтобы подстраховать Европу газом на случай кровопролитной войны, но и в целом для того, чтобы постепенно заменять топливо, поставляемое капризной Россией, на топливо от адекватных партнеров, которые в отличие от российского руководства понимают, что газ – это не оружие, а товар.
К чему это может привести уже в среднесрочной перспективе тоже понятно. Если выяснится, что политическим вмешательством можно сделать так, чтобы газ из США, Австралии, Катара и многих других стран мира централизованно пошел в Европу и заменил российские энергопоставки по схожей цене, то зачем Европе обогащать российский бюджет?
Переформулируем вопрос. Если ради того, чтобы у Путин оставалось меньше денег на войну нужно немного переплатить за газопоставки из дружественных стран, то готова ли Европа пойти на такой шаг? Ключевое слово здесь – немного. Если Байдену удастся организовать для Европы коллективные газовые мощности со всего мира, то стоимость голубого топлива в Европе вполне может сравниться со стоимостью российского газа. Это означало бы решить множество проблем. Главная из которых заключается в том, что прямое давление на рынок здесь не работает. Независимые поставщики газа, особенно за пределами США, не меценаты и будут поставлять газ только туда, где цена выше.
Тем не менее, сам факт того, что в Вашингтоне в принципе занялись этой задачей показывает насколько серьезно там нацелились на самое уязвимое место Кремля – экспорт энергоносителей из России, без которого, так называемая, сверхдержава в течение короткого времени может превратиться в очаг гуманитарного кризиса. Необходимость такого сценария, за который взялся Байден, стала особенно очевидна в последние полгода, когда Кремль открыто начал использовать газ как инструмент политической атаки.
К счастью, пока в значительной степени безуспешно. Вся властная российская вертикаль, вплоть до самого Путина, потребовала от Европы ввести в эксплуатацию “Северный поток 2” под угрозой остановки поставок газа. Ну, а когда эта вертикаль не получила желаемого, он просто перестал поставлять газ европейцам. Истинная цель Кремля давно известна: запуск многострадального трубопровода позволил бы Кремлю остановить транзит газа в Европу через Украину. А это, в свою очередь, открыло бы перспективы большой войны России против украинского государства. Ведь по представлению Путина в этом случае у европейцев, получающих газ по “Северному потоку 2”, было бы меньше мотивов защищать Украину.
Но Путин жестоко просчитался. Регулятор ФРГ приостановил сертификацию этой трубы из-за нарушения европейского законодательства. А новое правительство Германии и вовсе поставило под вопрос судьбу этого трубопровода, прекрасно понимая намерения Москвы. Во всяком случае такое понимание продемонстрировали ключевые немецкие чиновники. Глава МИД ФРГ Анналена Бербок и министр экономики Роберт Хабек и вовсе недавно назвали “Северный поток 2” геополитической ошибкой, которая, по их мнению, была очевидна для всех стран Европы кроме самой Германии и Австрии. Теперь немецкие власти, включая даже нейтрального канцлера Олафа Шульца гарантируют, что трубопровод не будет введен в эксплуатацию в случае полномасштабного вторжения российской армии в Украину.
Кроме того, в последнее время немецкие власти шлют Кремлю противоречивые сигналы о будущем этого проекта, что тоже не добавляет Путину уверенности.
Тем временем, вот уже более месяца, Газпром оставляет почти пустым трубопровод “Ямал-Европа”, идущий через Беларусь и Польшу, а также украинскую газотранспортную систему. В последний месяц большую часть времени оба эти газопроводы фактически простаивали. На январь 2022 года Газпром забронировал через “Ямал-Европу” лишь 19 миллионов кубометров газа в сутки из предложенных 90 миллионов. А на февраль и вовсе отказался бронировать это направление.
Тогда как через украинскую ГТС в следующем месяце пройдет лишь 15 миллионов кубов. По сравнению с тем же периодом 2001 года, объем поставок сократился почти наполовину. А газовый транзит через Украину в первые три недели января вообще рухнул почти в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Пустыми Газпром оставил свои хранилища и в Германии, и Австрии.
С юридической точки зрения, Газпром пока еще не нарушил контрактных обязательств и речь идет о том, что российский монополист отказывается поставлять в Европу именно дополнительные объемы газа сверх тех самых контрактных. Эти дополнительные объемы не предусмотрены долгосрочными договорами. Однако европейские политики ожидали эту сверхнорму от Газпрома как от вменяемого партнера, который должен был бы поддержать своих контрагентов в трудную минуту связанную с тем, что весь мир сейчас испытывает нехватку газа ввиду восстановление мировой экономики после череды волн пандемии, тогда как сама Россия занимает 40% газового рынка Европы. Реальные мощности у Газпрома для этого конечно же есть. Достаточно вспомнить, что он уже заполнил обе нитки “Северного потока 2” газом, намекая на то, что если его запустят, то этот самый газ немедленно пойдет в Европу. Об этом неоднократно уже говорил сам Путин.
Есть у Газпрома сейчас и юридические инструменты для наращивания газопоставок в Европу. Для этого ему достаточно начать заключать краткосрочные контракты на открытой европейской бирже, так называемом, спотовом рынке. Но в том то и дело, что госмонополия России прекратила заключать такие краткосрочные сделки с августа прошлого года. Это решение было принято через несколько дней после того как суд Дюссельдорфа отказался выводить проект “Северный поток 2” из под норм третьего энергопакета, который запрещает одной компании быть одновременно поставщиком газа и владельцем трубопровода в Европе.
Отказ Кремля от спотового рынка газа в Европе не является случайностью. Путин давно настаивает именно на долгосрочных договорах о поставках газа. Однако Европа уже более 10 лет отказывается от этого удовольствия, предпочитая гибкое ценообразование. Эта стратегия работала на протяжении всех этих лет. Газ, закупаемый на спотовом рынке, оказывался всякий раз дешевле, чем если бы европейцы покупали его по долгосрочным договорам у России. И лишь в минувшем году, когда возник форс-мажор в виде пандемии, которую никто не ждал, рынок впервые развернулся против Европы. Хотя, как подсчитали специалисты, в любом случае за эти 10 лет совокупная выгода от краткосрочных контрактов составила для Европы свыше 30 миллиардов долларов.
Российский автократ Путин конечно же поспешил высокомерно попенять европейцам на их выбор и на своей пресс-конференции 23 декабря прошлого года принялся рассуждать так: “Россия предупреждала европейских коллег, о том что не надо разрушать долговременные контракты. Нет, твердила нам Еврокомиссия. Надо переходить на рыночные отношения. Рынок все отреагирует. Ну, вот он и отрегулировал: две тысячи долларов за тысячу кубов”, – рассуждал Путин.
Не забыл он “плюнуть” и в сторону американцев, заявив, что “американские поставщики сняли с европейского рынка значительный объем сжиженного природного газа и утащили его на премиальные рынки: сначала в Латинскую Америку, а потом в Азию”. И цены поползли, – говорил глава Кремля, – упиваясь своей мелочной местью.
Рынок в те дни и правда пробивал рекордной отметки, уходя в моменте почти на 2 300 долларов за тысячу кубов. Однако уже через несколько часов, после выступления Путина, словно подслушав его, экипажи многочисленных танкеров с СПГ из США и Австралии беспрецедентно развернулись прямо посреди океана и поменяли азиатское направление на европейское. И стоимость газа на спотовом рынке Европы мгновенно рухнула. И в течение нескольких дней ушла к тысячи долларам, а затем и ниже. Сегодня она опускается ниже 800 долларов за тысячу кубов, что втрое ниже недавнего рекорда. И это стало результатом того, что в течение месяца в европейские порты зашли порядка 40 танкеров с СПГ из США.
В прошлом месяце многие наблюдатели задавались вопросом: чем был вызван разворот кораблей? Только ли тем, что продавать газ в Европе стало выгоднее, чем в Азии из-за роста цен. Но теперь мы выяснили, что свою роль в этом сыграла и политическая воля администрации США. Тем временем стало известно, что и сама Европа отнюдь не собирается прощать Кремлю газовые издевательства. Не так давно один из высокопоставленных чиновников дипломатии ЕС прямо назвал российский Газпром – ненадежным поставщиком.
К такому же выводу пришли и все эксперты, и политические лидеры практически во всех европейских странах. Последовали и институциональные решения. На прошлой неделе еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргарет Вест фактически выступила с обвинением в адрес Газпрома, заявив, что поведение российской газовой монополии в Европе вызывает вопросы.
“Газпром, на фоне растущего спроса, ограничивает поставки. Это довольно редкое поведение на рынке”, – сказала она на пресс конференции в Брюсселе.
В результате, в рамках расследования начатого по ходатайству Польши, Еврокомиссия запросила информацию у ряда поставщиков и продолжает ждать ответов от Газпрома, – пояснила еврокомиссар.
Таким образом, европейцы, затянуть пояса, отказались предать свои политические ценности ради дешевого российского газа и приготовились было уже к рекордным ценам на газ. Однако под занавес 2021 года произошло буквально рождественское чудо от Байдена в виде танкеров с СПГ. Чудо, которое может стать теперь естественным состоянием европейского рынка, на котором присутствие россиян будет стремительно сокращаться.
Напомним и о том, что недавно страны ЕС официально приняли стратегию по отказу от долгосрочных контрактов на газ и переход на зеленую энергию к 2050 году. И то и другое является ответом на ультиматум Путина, который пытается бряцать перед лицом цивилизованного мира отнюдь не только ядерной, но и газовой дубинкой.