Прошлым вечером на Майдане прозвучал призыв к мобилизации. Сам комендант Майдана Андрей Парубий заявил, что им стало известно о готовящемся разгоне Майдана. Он призвал всех сторонников прийти на ночь, чтобы в случае нападения защитить Майдан.
Информация о готовящемся нападении постоянно циркулировала и раньше, но Парубий до того озвучивал ее лишь однажды — в ночь с 10 на 11 декабря, когда беркут пытался вытеснить защитников Майдана с его территории. И вот это случилось во второй раз. Посему ночью было гораздо больше людей, чем обычно. Но разгона не случилось.
По словам Анатолия Гриценко, который первым объявил о готовящемся штурме, власть намеревалась изменить тактику. Разгон планировался не прямолинейно. Провокаторы из титушек, которым снова заполнили Мариинский парк, якобы должны были проникнуть на Майдан и спровоцировать там драку. В это должна была вмешаться милиция, которая бы и осуществила потом разгон.
Накануне стало известно, что Окружной административный суд Киева по иску Киевской городской государственной администрации запретил проведение акций протеста в центре Киева до 8 марта 2014 г.
А министр юстиции Елена Лукаш заявила на брифинге, что правоохранители имеют право применить силу против митингующих, поскольку некоторые акции имеют признаки насильственных, в частности, звучат призывы к блокированию дорог, захвату административных зданий и свержению власти. Эти факт тоже способствовал тревожным настроениям.
Он «Беркута» не боится.
Меня подвозит на Майдан предприниматель Владимир Дуда. Я прочитал на специальной страничке в Фейсбуке его объявление, что он выдвигается туда в половине первого ночи из моего района и предлагает захватить с собой двух-трех человек. Созвонились и договорились. Из всех объявлений доминировали те, в которых сообщалось, что люди готовы подбросить в случае нападения на Майдан.
По дороге Владимир рассказал, что его дело по иску Государственной автоинспекции будет слушаться в Дарницком районном суде Киева. Ему грозит лишение прав на полгода.
По его словам, он — активный участник автомайдана, принимал участие в выездах в Межигорье и других. Ему, как и приблизительно еще двум тысячам других участников автомайдана, предъявляют одинаковую претензию, дескать, они не остановились по команде ГАИ.
Владимир утверждает, что, согласно закону, иск не может быть подан без идентификации водителя. «За рулем ведь мог быть не я, а кто-то кому я доверил автомобиль, — говорит он. — Поэтому гаишники обязаны выяснить личность того, кто ведет авто, а потом подавать иск».
Он уверен, что таким образом власти сводят счеты, ведь все противоправные иски, как под копирку написаны. Он считает, что, если не шуметь в прессе, не привлекать внимание международной общественности, то суды отберут права.
От Европейской площади к Майдану проезжая часть заполнена автомобилями. Их тут сотни три-четыре. Во многих либо спят, либо просто сидят люди. Видимо, они откликнулись на призыв и приехали на случай нападения на Майдан.
На Крещатике у баррикады возле Дома профсоюзов встречаю фейсбуковского знакомого Дмитрия Мурина. Он рассказывает, что у него в телефоне специально приготовлена СМС-ка, которую он отправит на номера около сорока друзей в случае нападения. По его мнению, киевляне спят вполглаза и готовы мобилизоваться в любую минуту.
Дождь не Беркут, но от него тоже нужно защищаться.
У прохода через баррикаду появляются несколько священников. Они произносят молитву, в которой упоминается о необходимости защищать Украину. Присутствующих обрызгивают присутствующих священной водой. «Это крестный ход, — объясняет мне один из священников. — Мы ходим по всему периметру Майдана и пытаемся защитить его молитвой».
Молитва за Украину во время крестного хода.
«Кажется, сознательно была запущена дезинформация с целью проверить мобилизационные возможности Майдана, — говорит бывший народный депутат, политический аналитик Евгений Жеребецкий. — Этой ночью людей раз в десять больше, чем обычно. Если бы мы не собрались, то кто его знает, чем бы это закончилось. Но благодаря гражданам, которые пришли сюда, Майдан, скорее всего, разгонять не будут».
Евгений часто по ночам дежурит на Майдане. В частности, охранял палатку райцентра Борщив Тернопольской области. Рассказывает, что живущие там самодостаточны. Они приезжают сюда с запасом продуктов и ни от кого тут не зависят.
Мой собеседник говорит, что таких палаток на Майдане десятки. «Поэтому они будут стоять, даже, если какие-то силы в оппозиции захотят слить Майдан, — считает Жеребецкий. — Своей настойчивостью эти люди многих раздражают, но на них держится Майдан».
Охрана Майдана, как всегда, на месте.
Настольный теннис даже ночью.
Очень оживленно в «Мистецькому барбакані» территорию с таким названием создали художники Иван Семесюк и Олекса Манн. Тут читают прозу, едят уху и просто тусуются. А с двух его сторон стоят теннисные столы, на которых играют даже ночью.
«Барбакан — это фортификационное укрепление на подходе к крепости, — говорит Олекса Манн. — И мы тут наш барбакан поставили и совершенно не знаем, что происходит на сцене. Но нам рассказали, что может быть штурм, и мы все тут».
В руках Ивана Семесюка мотоциклетный шлем. «Купил раньше мопед, но его сразу украли, — говорит он. — Вот шлем остался. Может, здесь пригодится».
В «Мистецькому барбакані» читают прозу.
Под картинами Олексы Манна и Ивана Семесюка в «Барбакане» едят уху.
Тусовки происходят во всех палатках. Говорят преимущественно о политике. Естественно, обсуждают штурм. Говорят, что сегодня его, видимо, не будет. Но не исключают, что его могут провести завтра или послезавтра. Посему не нужно терять бдительность.