Увольнения судей, принимавших скандальные решения во время событий на Майдане, никак не консолидируют украинское общество и ещё больше расшатывают его изнутри. Колоссальной силы эмоции, бушевавшие после Майдана, вылились также в желание мести и возмездия – в том числе и в отношении судей. Но сегодня, когда неконтролируемые ненависть и агрессия среди украинцев привели к военному противостоянию и развалу страны, месть и возмездие только подливают масла в огонь. Даже если эти месть и возмездие осуществляются на совершенно законной основе.
Вчера состоялось заседание дисциплинарной секции Высшего совета юстиции (ВСЮ), на котором члены данного органа рассматривали дела ещё шести судей, выносивших решения против активистов Майдана (аресты, лишение водительских прав и т.д.) и против проведения самого Майдана (запреты на проведение собраний и т. д.). Дисциплинарная секция рекомендовала уволить пять судей за нарушение присяги (судью Соломенского райсуда Киева Аллу Демидовскую, судью Шевченковского райсуда Киева Дмитрия Кравца, судью Святошинского райсуда Киева Владимира Макаренко, судью Днепровского райсуда Киева Николая Чауса и судью Краснозаводского райсуда Харькова Дениса Чудовского). Единственной судьёй, которую не рекомендовали уволить за нарушение присяги, оказалась судья Краснозаводского райсуда Харькова Елена Васильева – материалы её дела переданы для рассмотрения в Высшую квалифкомиссию судей. Напомним, что на прошлой неделе первый «майданный судья» уже фактически лишился своих полномочий – за нарушение судейской присяги (см. http://politika.enovosty.com/full/524-majdannyj-sudya-lishilsya-mantii).
Важно, что для судебной системы страны сегодня нет более важных процессов, чем дела этих «майдановских судей». Ведь эти увольнения не только не улучшают атмосферу и положение дел в судах – они ещё и совершенно бесполезны для снижения уровня ненависти и агрессии во всём украинском обществе. Для того, чтобы в этом убедиться, нужно заглянуть в самую суть тех событий, которые привели к возникновению четырёх десятков «майданных судей», увольняемых сегодня за нарушение присяги.
Итак, 8 апреля 2014 г. Верховная Рада принимает закон о восстановлении доверия к судебной ветви власти в Украине. Правда, по своей сути данный документ — не закон, а скорее целый революционный декрет (см. http://politika.enovosty.com/full/124-majdan-unichtozhaet-spravedlivost). Этим же законом была создана Временная следственная комиссия (ВСК) по проверке судей судов общей юрисдикции. Ключевой фокус внимания этой ВСК сконцентрирован как раз на судьях, принимавших решения против Майдана и его участников в период с ноября 2013 г. по апрель 2014 г.
В то время многое было следствием сильнейших эмоций огромного количества людей. В первопричине самого Майдана заложены прежде всего эмоции – ненависть и агрессия в отношении власти; глубокая внутренняя неудовлетворённость большинства украинцев своей жизнью; безрадостность, тоска, ощущение несчастности и т. д. Никто тогда не подсказал нам, что все эти вещи – это глубоко личный вопрос для каждого человека и решить их может только каждый сам для себя и никак иначе. Но нас на эмоциях толкнули к внешним целям: лишить Виктора Януковича власти + вступить в Европейский Союз = счастье для Украины.
Когда эмоции превалируют над разумом, то итог закономерен: эмоции пробуждают желание мести и возмездия, а не милосердия и сострадания. В глобальном смысле это вылилось в страшную трагедию для всего украинского общества на Востоке страны. В частном же случае попали под удар судьи, принимавшие решения против активистов Майдана и самого Майдана.
Упомянутый выше закон от 8 апреля 2014 г. пронизан революционными эмоциями в купе с желанием мести и возмездия – это очевидно даже при беглом ознакомлении с документом. Эти же революционные эмоции никуда не деваются – они по логической цепочке передаются сначала в ВСК, затем в выводы ВСК, а затем – в ВСЮ, работающему с выводами ВСК. Именно поэтому членам ВСЮ, как бы они не старались, ни за что не удастся доказать украинскому обществу, что в рамках процессов над «майданными судьями» закон превалирует над справедливостью Майдана. Между прочим, очень противоречивой справедливостью, которая ещё и совершенно по-разному понимается разными людьми.
Речь сейчас не идёт о том, законны или незаконны были действия судей и законны или незаконны их увольнения за нарушения присяги. Судя по тому, как слаженно и уверенно работают сейчас члены ВСЮ, с обоснованием законности этих увольнений у них проблем нет. У них есть проблема с обоснованием справедливости этих увольнений, что несоизмеримо более важно и для других судей, и для всего общества. Какая справедливость вообще может быть на основании законодательных решений, принятых на эмоциях, в эйфории победы и с желанием возмездия? И какие разговоры о законах и законности могут быть в условиях, когда под давлением революционных событий закон в стране вообще перестал существовать – с любой стороны баррикад на Майдане? В таких условиях возможна демонстрация только права сильного или права победителя. Не более.
А ведь другие судьи в Украине внимательно наблюдают за текущими процессами в ВСЮ. Они видят, что в ситуации, когда сила закона рухнула в масштабах всей страны, одним участникам событий на Майдане можно всё, а вот судьям – только по закону. Дураков нет – судьи, вероятнее всего, будут следить, за кем сейчас право сильного в стране, и именно это учитывать в своей работе в первую очередь. Тут, как говорится, не до законов и верховенства права. Особенно в реалиях нашей страны. Только чем тогда сегодняшняя работа судей отличается от их работы во времена правления Виктора Януковича – большая загадка.
Если нынешняя власть хочет, чтобы в обществе было ощущение справедливости от наказаний разных людей, нужно искать такие пути, чтобы это наказание вызвало чувство удовлетворения у всех без исключения. И прежде всего – у самих увольняемых. Реализация чувства мести, права сильного или желания возмездия только плодят ненависть и агрессию в и без того разваливающемся обществе. Ведь все уволенные, люстрированные и другим образом лишённые должности люди никуда не деваются – они живут в Украине, являются частью нашего общества и своими глубокими обидами никак не способствуют консолидации страны и взаимопониманию между её жителями.