В Украине нет людей, которые бы понимали причины развала нашего общества и были бы способны с ними совладать. Их не то что нет во власти, на госслужбе, в общественных организациях и т.д. Их вообще нет в поле зрения – ни в ближней, ни в дальней перспективе. Но Украина вплотную приблизилась к той роковой черте, когда потребность в понимающих людях будет стоять вровень с потребностью в воде и пище. Единственный шанс для нашей страны – если на передовые общественные позиции будут выходить всё больше и больше людей, которые собственной жизнью, собственным примером, своим мироощущением и cвоими внутренними ценностями зададут верную тональность для всего нашего общества. Все остальные варианты закончатся для нас плачевно.
Попытка выдать за реформы всё что угодно, но только не сами реформы – вот приблизительный итог всех актуальных реформаторских процессов в Украине. Чаще всего за реформы пытаются выдать инструменты, которыми можно и нужно проводить эти самые реформы. Это касается всего – законотворческого процесса, создания новых органов власти, усовершенствования работы старых органов власти, внедрения новых технологий в разные сферы общественной жизни, децентрализации с дальнейшим новым административно-территориальным устройством страны и т.д.
Противостояний, суеты и хлопот тут очень много, но нет одного – ощутимого результата для общества. А его и не может быть, потому что инструменты никогда не будут иметь самостоятельного значения ни в одном процессе. Всё всегда будут решать намерения, цели и желания того человека, который возьмёт их в руки. И любая сверхсовременная новинка с многоуровневой системой защиты будет в конечном итоге обязательно использована для масштабного воровства, если среди государственных и общественно-политических деятелей есть огромное внутреннее желание воровать.
То же самое касается и их неуёмной страсти к накоплению новых властных ресурсов, усилению политических позиций, повышению личных заработков и выгод, реализации разноплановых амбиций и т.д. Всё наше общество пронизано этими желаниями и страстями – сверху донизу. И они всегда будут рваться наружу и подчинять себе всё, до чего только смогут дотянуться в нашей стране.
Именно поэтому любые разговоры об инструментах для реформ не имеют никакого самостоятельного смысла в Украине. Это как если бы кузнец, желающий сломать вещь своего клиента, стал бы хвастаться своей наковальней последней модели. Каким бы ни был профессиональным кузнец и каким бы ни была его наковальня, он всё равно сломает вещь своего клиента и толку от его работы не будет никакого.
Тем не менее подавляющее большинство отчётов реформаторов о реформах сводятся приблизительно к следующему: смотрите, какие у нас есть классные инструменты для реформ. Или – смотрите, какие мы создали классные инструменты для реформ. Или же – караул, нам в этой нецивилизованной и варварской стране не хватает нужных инструментов для реформ.
Сверхвысокий фокус внимания на этой теме приводит к тому, что без всякого внимания остаётся гораздо более насущный вопрос: а каковы истинные намерения, цели и желания самих реформаторов? И каковы истинные намерения, цели и желания людей, которые воспользуются инструментами, создаваемыми реформаторами? А эти вопросы напрямую упираются в мировоззрение, мироощущение и ценностную платформу всех этих лиц. Но об этих вещах говорить не принято – мол, это абстракции, не имеющие отношения к реальной жизни. Так в обществе разговор о главном и ключевом подменяется малозначимыми беседами о вторичных вещах.
Внутреннее желание всегда будет первично. Сколько бы педофил ни доказывал себе гнусность своей внутренней тяги к ребёнку и как бы он ни осознавал всю мерзость своего намерения, он рано или поздно всё равно пойдёт на ребёнка – сила внутреннего желания непреодолима. И никакими карательными или устрашающими мерами его не остановишь. Сильнее искреннего внутреннего желания – только смерть. И это в полной мере касается кумовства, коррупции, воровства и прочих вполне искренних желаний внутри большинства украинцев. Пока внутреннее желание не остынет, эти явления будут присутствовать в нашей жизни – какими технологиями и инструментами от них ни защищайся.
Именно поэтому, если мы на полном серьёзе хотим говорить о реформах, нам нужно в первую очередь понять внутренний мир самих реформаторов. Их подлинные желания и намерения играют решающую роль во всём, что они делают. И если у них что-то не получается или если их начинания заканчиваются провалом, то корень всех этих проблем и неурядиц тоже нужно искать именно здесь – в особенностях внутреннего мира этих людей и в исповедуемых ими внутренних ценностях.
Реформаторы из политических групп: амбиции превыше всего
Плоха та властная или оппозиционная команда, которая во главе угла своей деятельности не ставит расширение своих властных ресурсов, усиление своих властных позиций и уменьшение всего этого у остальных властных команд.
Это постоянная работа на усиление себя и ослабление других – другого ничего нет. И на любые реформы и преобразования в стране политические группы будут смотреть только с этой позиции – что бы они там ни говорили в публичных выступлениях.
Ну а как же интересы общества и работа на благо общества? Такая работа возможна только при одном условии: если большинство членов общества стоит на единой ценностной платформе, которую они готовы защищать и поддерживать. В Украине с этим – большая катастрофа, потому что люди в нашем обществе либо не руководствуются ценностями, либо руководствуются ими избирательно и хаотично. Что, в сущности, одно и то же.
И не так важно, о какой именно ценностной платформе идёт речь – духовной, нравственной, моральной, правовой или какой-либо другой. Лишь бы эти ценности удовлетворяли большинство членов данного общества, позволяя им мирно и гармонично уживаться друг с другом. А наше же общество разваливается от избытка ненависти и агрессии между гражданами, что подводит жирную и красноречивую черту под любыми разговорами о ценностях в нашем обществе.
У нас сейчас нет ценностных скоб, которые бы скрепляли наш народ в нерушимую общность. Как следствие, у нас элементарно нет исходного пункта для любых реформ в Украине. Именно потому реформы у нас настолько разрозненные и произрастают непонятно откуда – как ветки, хаотично воткнутые в землю и не имеющие ствола и корней.
А раз нет достойного общего дела, ради которого можно было бы отдавать силы, здоровье и время, то остаётся только один мотивационный фактор для большинства членов нашего общества: собственные интересы, амбиции и аппетиты. Это и лежит в основе действий любой политической силы в Украине. Если ты действуешь как-то иначе, то попросту становишься лохом, лузером и аутсайдером. И в самом ближайшем будущем окажешься на обочине украинской политической жизни.
Всё это перекочёвывает и на репутацию реформаторов, которые намертво привязаны к тем или иным политическим силам. Часть из этих реформаторов и без того работает только на интересы своих политических сил, а не на интересы страны и государства. И в украинских реалиях это скорее норма, чем беспредел. Другая же часть такого рода реформаторов, возможно, и хотела бы работать в интересах общества. Но они обречены воевать с огромным кредитом недоверия к себе – со всех сторон сразу.
Причём безуспешно воевать – что бы они ни говорили, им всё равно никто не поверит. Чтобы с этим справиться, им нужно постоянно и неустанно доказывать, что им можно доверять. Но они на это даже не заморачиваются, считая, что это не их задача – им априори нужно доверять, если против них ничего не доказано.
В любом случае, максимальное всестороннее доверие – это главное топливо для реформ. И с пустым баком сильно не наездишь – такова уж судьба наших реформаторов с чётким политическим окрасом.
Реформаторы-технократы: эффективны только в идеальных условиях
Целая группа реформаторов – несмотря на своё пребывание у власти – всё же не попадают под очевидную политическую маркировку. Главным образом это люди, пришедшие из западных компаний либо же из компаний, созданных по западному образцу. В этих компаниях они состоялись как руководители и организаторы на разных уровнях и в разных условиях работы. Такого рода реформаторы отлично владеют разными языками, новейшими технологиями, западными стандартами бизнеса и делопроизводства и т.д. (более детально можно посмотреть в статье о госменеджерах новой формации «Наши реалии бьют пришлых менеджеров»).
Главная проблема этих реформаторов – способность эффективно работать только в обществе или структурах, организованных по западному образцу. То есть на базе верховенства права, торжества закона и защиты конкуренции. То есть в обществах и структурах, где легко строятся чёткие управленческие системы, где точно разграничена и определена ответственность, где стабильные и нерушимые правила игры и т.д.
В наших же условиях такие специалисты, по своим же собственным словам, работают не более чем на 20% от своего потенциала. Они быстро выхолащиваются (за полгода-год), терзаются от крайне низких и удручающих зарплат (в том числе не только для себя, но и для своих команд), отсутствием в госорганах современных технологий и хороших кадров и т.д.
Очень многие реформаторы такого толка сейчас уходят. Фактически сбегают с поля боя. Они ненавидят то общество, которое в Украине есть сейчас. Оно им настолько неприятно и мерзко, что они даже не собираются ему сопереживать и сострадать. Вероятно, они вернутся в обойму, когда в нашей стране всё будет организовано по западному образцу. И этому обществу они уже будут симпатизировать. Но они не в силах организовать всё так, чтобы это приживалось у нас и чтобы люди на это отзывались и поддерживали. Они не в силах вдохновить и воодушевить людей, повести их за собой.
Запад: как свои интересы сделать нашими
Запад сегодня – это ключевая движущая сила в украинских реформах. Западные демократии хотят для себя максимально удобных и выгодных правил игры в Украине. В том числе – в плане ведения бизнеса и заработка денег. И это – нормально. Для международной политической арены это нормально – формулировать свои собственные интересы и любой ценой их реализовывать и выгрызать.
Ненормально другое – что Украина сама не формулирует свои интересы и не борется за них всеми силами. Сделать интересы Запада своими собственными интересами – это и близко не означает формулирование своих интересов и уж тем более яростную борьбу за них. Особенно в условиях, когда более чем очевидно: западные стандарты и ценности не приживаются в нашей стране и, как следствие, даже не могут приостановить развал нашего общества. Сегодня уже очевидно, что у нас не работают ни верховенство права, ни торжество закона, ни защита конкуренции. Просто потому, что они не могут предупредить или остановить недобросовестные и злонамеренные действия. Мы коллективно не воспринимаем закон как основополагающую ценность в жизни. Потому и выстраивать что-то на этом фундаменте заранее обречено на провал.
Нам нужны ценности, которые бы реально работали в нашем обществе и на которые бы отзывались сердца большинства наших граждан. Но наши политики и реформаторы продолжают действовать шаблонно и стереотипно, внедряя западные стандарты и ценности там, где для них вообще нет никакой подходящей почвы.
Общественные организации: непогрешимая святость
В последние годы общественные организации (ОО) приобрели огромное влияние и без их участия сегодня не обходятся важные процессы в стране. В том числе – реформаторские процессы.
В этих организациях собраны талантливые, энергичные и амбициозные ребята. Но и они сегодня – по самым разным причинам – во многом работают вхолостую. В первую очередь это связано с тем, что словосочетание «общественные организации» в Украине плавно приобрело значение «непогрешимые и святые организации». Отчасти это случилось из-за того, что члены ОО не несут практически никакой ответственности за свои слова и действия. Но способны при этом громко и на всю страну заявлять о своём мнении.
Помимо этого, доминирующая роль Запада в отечественных реформах привела к появлению стереотипа, что прозападная позиция и борьба за внедрение западных стандартов – это единственно верная и стоящая цель для жизни нашего общества. Иначе как аксиома это утверждение уже не воспринимается. Потому и члены ОО испытывают внутреннюю уверенность, что они действуют исключительно правильно и верно, всеми силами борясь за западные ценности в Украине.
Ощущение непогрешимости и святости у представителей ОО уже выросло до таких пределов, что они часто даже удивляются критике в отношении себя – мол, а нас-то за что? Мы ведь всё делаем правильно.
В самой сути наших ОО заложено слово «общественный» – они должны стоять на страже интересов именно нашего общества, всячески их обороняя и защищая. Иначе эти организации просто по факту не могут состояться. Но интересы нашего общества остаются несформулированными и непонятыми в масштабах всей нашей страны – и ОО тут далеко не исключение.
Для того, чтобы разобраться в сути интересов нашего общества, ему нужно всей душой сострадать и сопереживать. Только это может мотивировать на поиск истинных первопричин всех тех проблем и неурядиц, которые происходят с нашим обществом. И только это поможет пересмотреть уже ставшие опасными шаблоны и стереотипы об этих самых первопричинах, которые неустанно поступают к нам с Запада.
Чтобы быть по-настоящему востребованной сегодня общественной организацией, нужно стоять на ценностных позициях, проистекающих из мироощущения нашего народа. Не получится сначала создать идеалистическое и даже утопическое общество своей мечты, а уж затем любить его. Нужно сначала чётко разобраться с реальными первопричинами происходящего с украинским народом и на базе этого организовывать и вести полезную для нашего общества деятельность.
Главный дефицит – знающие люди
Целью этой статьи никак не было облить грязью реформаторов. Именно поэтому реформаторы были представлены без персоналий – как энергии или движущие силы в процессе реформ. Главной задачей было показать, что из всех имеющихся в Украине реформаторских сил никто толком не знает, что делать со страной и как гармонизировать ситуацию в обществе. При таком раскладе реформаторы будут заниматься только тем, чем они и до сих пор занимались: латать наиболее горящие дырки прямо сейчас и наблюдать за всё ускоряющимся развалом Украины. В какой мере они в таких условиях являются реформаторами – философский и даже риторический вопрос.
В Украине явно наметился дефицит людей, которые реально знают причины происходящего в стране, которые искренне любят свой народ и всем сердцем ему сострадают. У нас огромный дефицит людей, которые всегда будут говорить с позиции наших исконных коллективных ценностей – на которые отзывается большинство украинцев и на основе которых можно выстроить консолидирующий фундамент для нашего общества. И у нас недопустимый дефицит людей, для которых доверие, справедливость, беспристрастность, интересы общества и работа на его благо и т.д. – это не пустой звук, а смысл жизни.
Правда, такого рода люди, способные безошибочно ощущать интересы нашего общества и транслировать их в масштабах страны, сами сидят в плохих внутренних состояниях и в разочарованиях от безысходности. Поэтому будущее Украины – это лишь отчасти коллективный выбор. Во многом – это индивидуальный выбор каждого из нас. Если каждый из нас на полном серьёзе займется проблемами именно своего внутреннего мира, разберётся с ними и поможет сделать то же самое другому человеку, то будущее Украины резко вырисуется в совершенно иных, невообразимых до этого красках. В противовес тем унылым, беспросветным и упадническим тонам, которые ныне насквозь и безальтернативно прошили всё наше общество.