Жить и работать ради других и на благо нашего общества — вот верная отправная точка для любых реформ в Украине. Без благодарности и доверия других людей к нам и нашей работе мы не ощущаем себя состоявшимися и реализованными людьми. И никакие деньги, статус и сытая жизнь даже близко не компенсируют нам этих внутренних нехваток. Поэтому любой человек, считающий себя реформатором, обязан прежде всего помочь каждому украинцу ответить на вопрос: почему я должен поставить интересы общества выше своих собственных? Без ответа на этот вопрос не то что реформ не будет — мы просто перестанем существовать как целостность и очень быстро распадёмся на мелкие и враждующие между собой кусочки.
Украинское общество не отвечает на практически все актуальные реформы — это главный итог 2015 г., который во всех отношениях был провозглашён годом основополагающих реформ и преобразований в Украине. Причина тому простая: наше общество заставляют жить на основе ценностей, которые идут вразрез с нашим духом и с нашей коллективной внутренней природой. Это приблизительно то же самое, что заливать в автомобиль пусть даже самое высококачественное, но при этом совершенно не подходящее для него топливо. Эффект будет одинаковый. С одной лишь разницей — речь ведь идёт не об автомобиле, а о будущем миллионов украинцев. И не о топливе, а о ценностях, без которых ни одна общность людей не может сохранить свою целостность.
Многие реформаторы сегодня отдают себе отчёт, что западные ценности очевидным образом не приживаются сегодня в нашем обществе. На верховенство права и торжество законов мы все коллективно чихать хотели, равно как и на святость, скажем, добросовестной конкуренции и демократических принципов. Нам, конечно, не плевать на жизненный комфорт западных стран и на их богатство и ресурсы. Но мы не желаем перенимать тот жёсткий и ограничительный жизненный уклад, который способствовал успеху США и Европы.
Да чего там далеко за примерами ходить. Даже самые рьяные и искренние поборники внедрения в Украине западных правил игры добиваются своих целей методами и приёмами, зачастую совершенно неприемлемыми для традиций и устоев западных стран. Эти реформаторы оправдывают себя тем, что сначала в нашей стране нужно организовать полноценную демократию, а потом уже можно будет в полной мере соблюдать законы.
Проблема только в том, что демократию западного образца могут создать только люди, которые реально являются носителями соответствующих демократических ценностей — прямо здесь и сейчас. А у нас даже самые рьяные евроинтеграторы носителями этих ценностей не являются. Ну и какую демократию западного образца можно построить в таких условиях? Вопрос из разряда риторических.
У нас просто другое мировосприятие, другое мироощущение и даже другой объём желаний, чем на Западе. Это существенный нюанс — наш объём желаний не хуже и не лучше. Он именно другой и это нормально — вот главная хорошая новость для всех нас.
Плохая новость состоит в том, что люди, осуществляющие реформы в Украине, этого категорически не желают признавать. Им не хватает искренности и душевных сил, чтобы открыто и чётко заявить – западные правила игры и западные подходы к организации жизни общества не работают в наших условиях. Очевидным образом не работают.
И это не просто голословный тезис, а реальный жизненный опыт, подтверждённый набитыми болезненными шишками. Учить нас жить по закону — это то же самое, что учить рыбу жить на суше. Мы не способны жить по закону — и это нормально. Запад никогда с этим не согласится и будет упорствовать на своём видении жизни. Но люди, которые сегодня принимают решения в Украине и от которых зависит ход реформ, не могут этого не понимать. И самое главное — не могут этого не ощущать.
Под реформами тут, естественно, подразумеваются те общественные преобразования, которые проистекают из искреннего стремления и намерения принести благо украинскому обществу и гармонизировать ситуацию в нём. Да, немало реформаторских процессов сегодня являются лишь маскировочной ширмой для тех или иных личных амбиций, заработков и прочих выгод самых разных людей (и не только при власти). К счастью, сегодня в Украине есть крайне тонкая, но всё же прослойка реформаторов, искренне желающих изменить ситуацию в нашей стране к лучшему — во всех смыслах и отношениях.
Но они нынче попали в прострацию: столь привлекательные западные ценности не приживаются в Украине, а чего-то другого на горизонте и не видно. Да и при таком доминировании мнения Запада в украинской политике о «чём-то другом» даже помыслить боязно. Поэтому ответственные реформаторы сегодня зачастую пребывают в апатичной зацикленности: механически пытаются внедрять прозападные идеи и модели, в которые уже сами не верят и которые уже сами не хотят внедрять. Они же попадают в опасное заблуждение, что реформы — дело непросто и очень долгое, способное затянуться на десятилетия. А страна в это же время стремительно летит в пропасть, глубину которой измерять совершенно не хочется.
В последние месяцы внутренняя ситуация в Украине стабилизировалась и успокоилась. Но эта стабилизация — вовсе не наша заслуга. Нет, это милость свыше — мы пока ещё не сделали ничего, что бы мы вообще могли приписать себе в заслуги. Ведь наше общество по-прежнему находится в состоянии распада и перегрето негативом самого разного толка — агрессией, ненавистью, страхами и т. д. Но при этом стабилизация даёт нам шанс — сосредоточиться на реформах; отбросить те реформаторские инструменты, которые очевидным образом не работают; и зайти на реформы с верной исходной точки. С верной ценностной платформы.
Организация жизни людей на Западе — это только один из возможных способов организации общества. Он может казаться лучшим, но он — один из возможных. Один из множества возможных. И как и любая другая вещь в нашем мире, западные ценности и жизненные принципы могут быть благом для одних людей, но ядом для других. И любая реформа в Украине обречена на провал, если её инициаторы не признают этого и не исходят из этого.
Подавляющее большинство членов нашего общества является носителем ценностей уникального рода — только мы все коллективно об этом забыли. Мы не можем быть счастливы и радоваться жизни, если мы в первую очередь не работаем ради общества, не ощущаем себя частью этого общества и не ощущаем благодарности со стороны окружающих нас людей. Мы не способны реализоваться индивидуально – только как часть от целого. Как часть целого общества, которое мы любим, уважаем и ради которого готовы отдать свою жизнь.
Только сегодня мы забыли обо всём этом. Мы утратили связь между нашей личностью и нашими коллективными ценностями. У нас пропал ответ на вопрос: какого чёрта я должен работать на какое-то абстрактное благо общества? Особенно когда я могу спокойно набивать свои карманы и не париться. И особенно когда общество находится в таком отвратительном состоянии.
Всё это касается и реформаторов. Они испытывают неприязнь и ненавидят то общество, которое им нужно реформировать. Они готовы полюбить то общество, которое возникнет после их реформ. Но они совершенно не готовы и не собираются любить то общество, которое есть сейчас — прямо в конкретный момент. Это иллюстрируют сам ход реформ — если реформируем образование, то давайте поувольняем всех учителей. Если реформируем медицину, то давайте всех врачей повыгоняем. Если реформируем госслужбу, то давайте выгоним всех абсолютно чиновников, если судебную систему — то судей и т. д.
Никто не хочет работать на благо и в интересах того общества, которое существует у нас сейчас. Да оно и понятно — как можно любить общество с насквозь прогнившими отношениями между людьми (начиная от бытового и заканчивая самым высоким уровнем) и с полным духовно-нравственным разладом. Любить наше общество сегодня крайне сложно. Это приблизительно то же самое, что любить, к примеру, грязного и дурно пахнущего нищего-калеку на паперти перед входом в церковь. Мало кто без ужаса посмотрит на него, не передёрнется от увиденного и не попытается побыстрее убраться прочь. Но так сегодня выглядит не какое-то абстрактное общество, а внутренний мир каждого из нас. Атмосфера в обществе — это сумма внутренних состояний каждого из нас. Каждого! Никто не имеет права вынести себя за скобки.
Это в том числе означает, что нет святых евроинтегратов и крайне несвятых их оппонентов. Ведь если бы мы все были настолько святыми, как мы себе это нафантазировали, то в нашем обществе не было бы столько ненависти, принимающей уже умопомрачительные братоубийственные формы.
Сегодня у нашей страны осталось время лишь на реально эффективные шаги и действия. Эти шаги и действия не лежат на поверхности — до них ещё предстоит докопаться. И это потребует консолидации мыслящих и ответственных представителей нашего общества, искренне желающих ему блага и готовых на многое ради этого. Такого рода люди обладают огромным душевным и интеллектуальным потенциалом. Они знают и ощущают, что ни одно из наличествующих сегодня решений не годится для улучшения и гармонизации ситуации в Украине. Они готовы отбросить неработающие вещи и сосредоточить все силы на том, чтобы докопаться до вещей, реально работающих в Украине. Таких людей немного и они крайне разрознены. Но радует уже сам факт, что они есть — это даёт веру в будущее.
Верные реформы в Украине стартуют именно тогда, когда они будут естественным образом собирать наше общество в один единый ударный кулак — через пробуждение заложенных в нас, но крепко заснувших внутренних ценностей. Не так важно, откуда эти реформы будут происходить — от отдельных людей, от разного рода организаций, от власти или откуда-либо ещё. Главное, что благо и интересы именно нашего общества в этих реформаторских процессах не будут пустым звуком — и это будет чётко ощущаться. А всестороннее доверие будет наивысшей ценностью для каждого человека, стоящего за этими процессами.
Только такой внутренний настрой и такая внутренняя ценностная платформа способны сегодня предотвратить печальное и трагическое будущее нашей страны, которое уже чуть ли не руками можно пощупать. Но увидеть хочется совершенно другое будущее — и это сегодня в наших силах.