Ющенко поведет в Раду националистов

no image

Председатель партии «Наша Украина», бывший президент Виктор Ющенко решил создать и привести в Верховную Раду новую политическую силу. «Моя цель — привести в украинскую политику патриотическую партию»,— заявил он вчера. По его словам, более 30 политических партий и общественных организаций подписали декларацию о формировании нового политического объединения

Новая политическая сила будет создана на основе парламентских партий «Наша Украина» Виктора Ющенко, Украинской народной партии (УНП), которой руководит Юрий Костенко, и непарламентского Конгресса украинских националистов (КУН). По словам господина Ющенко, совместную декларацию также подписали такие общественные организации, как «Просвіта», Всеукраинское общество политзаключенных и репрессированных, «Заробітчани», «Фонд Чорновола».

Официально о создании нового объединения будет объявлено 7 июля. «У меня нет сомнений, что наше общественное объединение с нашими политическими партнерами наберет намного больше этого 5%-ного барьера»,— уверяет господин Ющенко. При этом бывший президент утверждает, что не претендует на первые места в избирательном списке. По его словам, если его партнеры посчитают, что он должен быть в списке 88-м, то он согласится на такое предложение.

Между тем, отношения «Нашей Украины» с другими парламентскими оппозиционерами в последнее время заметно ухудшились. Так, в этом месяце партию «Наша Украина» исключили из Комитета сопротивления диктатуре «за систематическое сотрудничество с режимом Януковича». В мае из-за несогласия с позицией Ющенко пост главы политсовета «Нашей Украины» покинул экс-председатель СБУ Валентин Наливайченко, который заявил, что образование партией сепаратных альянсов противоречит его политической позиции. Виктор Ющенко тогда уже вел переговоры об объединении с правыми партиями. Теперь же бывший президент не исключает выхода из своей партии ряда известных политиков, в частности, бывшего министра иностранных дел Владимира Огрызко и экс-главы Ровенской облгосадминистрации Виктора Матчука.

Лидер УНП Юрий Костенко ранее заявлял, что новое объединение будет «правоцентристским», отметив, что «не ведет переговоров с левоцентристской «Батьківщиной» и считает ее идеологию чуждой. Среди своих возможных коллег по объединению он называл Украинскую платформу «Собор» и Республиканско-христианскую партию. Также, по его словам, переговоры велись с Союзом офицеров Украины, Союзом ветеранов Украины и общественными организациями, которые занимаются экономическими проблемами в аграрном, медицинском секторе, в секторе культуры или образования. Однако еще в середине мая стало известно, что лидер Украинской платформы «Собор» Павел Жебривский выдвинут кандидатом в депутаты от Объединенной оппозиции, получив от нее округ №65 в Житомирской области.

Отказ правоцентристов присоединиться к Объединенной оппозиции привел к раздорам и внутри УНП. В понедельник совет Черкасской областной организации самой УНП пошел наперекор Юрию Костенко и заявил об участии региональной парторганизации в выборах в составе Объединенной оппозиции, выступив против создания блока из УНП, КУН и «Нашей Украины». Лидер Черкасской областной организации УНП Леонид Даценко временно сложил полномочия для участия в выборах в качестве мажоритарного кандидата в своей области.

А вот лидер Республиканско-христианской партии Николай Поровский пойдет на выборы вместе с политическим объединением Виктора Ющенко. «Я намерен баллотироваться по мажоритарному округу»,— сообщил он «i». По его словам, переговоры об объединении носили предварительный характер и «не предполагали никаких обязательств». Господин Поровский рассказал, что дважды встречался с одним из лидеров Объединенной оппозиции, председателем партии «Реформы и порядок» Сергеем Соболевым, с которым давно знаком. Но переговоры об объединении не получились. «Со мной разговаривали с таким апломбом, что сам разговор становился беспредметным. Похоже, в Объединенной оппозиции считают, что они — всё, а остальные — просто ничто»,— говорит господин Поровский.

Председатель Конгресса украинских националистов Степан Брацюнь рассказал «i», что его партия пошла на объединение с «Нашей Украиной», чтобы создать «настоящее идеологическое объединение на основе идей национализма». «Конгресс никто не может обвинить в сотрудничестве с нынешней властью, мы свободны в своем выборе»,— заявил он, подчеркнув, что союз Конгресса с УНП и «Нашей Украиной» объясняется близостью идеологий. Господин Брацюнь утверждает, что подписанная им декларация носит политический характер, а «вопросы, связанные с выборами, еще не обсуждались». При этом лидер КУН сообщил, что несколько мажоритарных кандидатов пойдут на выборы под знаменами его партии. Такое решение в прошлом году принял провод (коллективное руководство.— «i») партии. А решение об участии в партийных списках нового объединения будет принято на партийном съезде 4 августа.

В нынешних переговорах, по его словам, обсуждалось участие КУН как базовой партии для объединения, «поскольку в «Нашей Украине» были проблемы, в том числе, накопились долги». «Но сегодня они уже решаются»,— отметил господин Брацюнь. Отметим, что вчера Виктор Ющенко пообещал погасить долги своей партии, которые оцениваются в 80 млн. грн. Он напомнил, что чиновники, которых он назначал на государственные должности, «брали на себя ответственность обслуживать партийную организацию», но не делали этого.

Эксперты скептически относятся к перспективам «Нашей Украины» и других сил, вступивших в новое патриотическое объединение. Так, директор Института украинской политики Константин Бондаренко назвал его «Заговором обреченных». «Ноль, умноженный на ноль, ничего не дает, а рейтинги «Нашей Украины» и УНП недотягивают до 1%, не говоря уже о других участниках объединения. Новая партия станет братской могилой политических амбиций Ющенко, Костенко и прочих»,— заявил он «i». По словам политолога, сама идея объединения на правоцентристской платформе ошибочна. Поскольку у нее нет электората. «Протестный электорат будет голосовать за «Свободу» Олега Тягнибока, а за правый центр могла бы выступить крепкая буржуазия. Но ее у нас в стране просто нет»,— заключил он.


Все статьи