НАБУ против НАПК: кто прав?

27 ноября 2017, 19:06
no image

В последние годы в Украине выстаивалась затратная и громоздкая система борьбы с коррупцией, но последний скандал между Национальным агентством по предотвращению коррупции (НАПК) и Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ), похоже, дискредитировал как обе стороны, так и систему в целом.

Напомним, НАПК было создано, в том числе, для проверки электронных деклараций чиновников, выявления в них нарушений антикоррупционного законодательства, а также фактов незаконного обогащения. НАБУ – специализированный правоохранительный орган, созданный в 2015 г. в целях расследования коррупционных деяний высших государственных служащих и народных депутатов

Началось все с того, что НАБУ якобы не представило в НАПК ответ на некий запрос. НАПК выписало предписание главе НАБУ Артему Сытнику. Тот в ответ вызвал главу НАПК Наталью Корчак на допрос в рамках проводимого НАБУ расследования по факту совершения должностными лицами НАПК коррупционных действий с целью возможного получения неправомерной выгоды в особо крупных размерах, совмещенной с вымогательством.

Речь идет о покупке паркомест и их использования для отстоя незадекларированных автомобилей. Ранее в СМИ появилась информация о том, что на паркоместе в столичной новостройке бизнес-класса, якобы принадлежащем Наталье Корчак, обнаружили новое авто «Skoda Octavia A7», которое в декларации Корчак не значится.

Далее имел место анекдотичный поворот. В рамках этого дела НАБУ вознамерилось допросить свекровь Натальи Корчак, о чем ей на дом была детективом НАБУ доставлена повестка с вызовом на допрос. По информации НАБУ, свекровь главы НАПК выразила желание быть опрошенной на месте и пригласила детектива в квартиру.

После допроса в момент подписания протокола она позвонила своему сыну, мужу Корчак, а после этого отказалась подписывать протокол, заперла детектива НАБУ в квартире изнутри и спрятала ключ. Вскоре на место происшествия прибыла Корчак с супругом. Детектив покинул квартиру, где был заперт, а свекровь госпитализировали.

Затем вспыхнул скандал вокруг возможных фальсификации в НАПК проверок электронных деклараций чиновников. С таким заявлением выступила бывший руководитель департамента финансового контроля и мониторинга образа жизни НАПК Анна Саламатина. Она утверждает, что в ведомстве проверки е-декларирования фальсифицируются, а деятельность ведомства контролирует администрация Порошенко. Вскоре некоторые другие сотрудники также заявили о фальсификациях в стенах НАПК.

По словам Соломатиной, если лицо лояльно к власти, то его электронную декларацию в НАПК проверяют так, чтобы не возникало никаких проблем. Если же персонаж любовью к власти не отличается, тогда у него проблемы возникают. По результатам проверки одного и того же лица в НАПК могут подготовить одновременно положительный и отрицательный выводы. В зависимости от сговорчивости этого лица дается ход тому или другому выводу с вытекающими последствиями.

Соломатина обвинила Корчак в том, что последняя упорно отказывается внедрять автоматизацию проверки деклараций, чтобы максимально затягивать процесс. В результате из примерно 1,5 млн. деклараций полностью проверены только 91, а в мае следующего года реестр пополнится еще 600 тыс. деклараций. Такими темпами на проверку деклараций и на выявление неправомерно полученных богатств уйдут годы.

Но и это еще не все. Оказывается, Нацагентством руководят из администрации Порошенко, где для этого имеется даже специальный «куратор», в роли которого выступает первый заместитель главы главного департамента стратегического планирования и оперативного обеспечения администрации некто Алексей Горащенков. По словам Соломатиной «куратор» давал ей и другим сотрудникам указания в электронном виде и дважды вызывал Соломатину на Банковую для дачи указаний.

Дело о фальсификациях в НАПК сразу же инициировало НАБУ. Но, по данным Соломатиной, Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) во главе с Назаром Холодницким «легла» под власть, добро на это не дает, и дело пытаются передать СБУ, хотя представители СБУ в деле также замешаны, и налицо конфликт интересов. Соломатина заявила, что будет судиться с генпрокуратурой и САП как подразделением генпрокуратуры, чтобы вернуть дело в НАБУ.

Заявление Соломатиной наделало немало шуму. Пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко от имени своего патрона сообщил, что Порошенко считает заявления о взятках в НАПК и обвинения представителей его администрации «информационной войной, наносящей вред общественным интересам».

Бывший член НАПК Руслан Радецкий заявил, что Соломатина причастна к тем правонарушениям в агентстве, о которых сама же и рассказала. По словам Радецкого, Соломатина, уволенная за финансовые махинации, решила выступить в роли антикоррупционера.

Глава НАПК Наталья Корчак была избрана в 2015 г. по квоте правительства, которое на тот момент возглавлял лидер «Народного фронта» Арсений Яценюк, а в 1990-е годы она являлась преподавателем Черновицкого национального университета, в котором на тот момент учились экс-премьер Арсений Яценюк и министр юстиции Павел Петренко, также избранный по квоте НФ. Сама Корчак отрицает наличие связей с бывшими учениками.

Однако потом также выяснилось, что муж Натальи Корчак Юрий Тимер-Булатов в мае 2014 г. баллотировался в Киевраду от «Батькивщины», в которую на тот момент входили все нынешние лидеры Народного фронта. В октябре 2014 г. на выборах в Верховную Раду он уже был уполномоченным лицом НФ в округе №94 (Киевская область).

Согласно декларации Корчак, ее сын Ярослав в 2015 г. работал у частного предпринимателя Николая Павленко, адвокатский офис которого, по данным издания, находится в здании бывшего штаба «Батькивщины» на ул. Туровская, 19-Б. Сейчас это здание принадлежит ООО «МЦ-офис», учредителями которой являются Владимир и Тамара Белиба – теща и тесть секретаря СНБО Александра Турчинова. Ранее Павленко был помощником народного депутата от «Батькивщины» Руслана Лукьянчука, который сейчас является нардепом от НФ. По словам Павленко, он защищает интересы финансовой компании «Абсолют Финанс», которую СМИ связывают с Турчиновым.

О многом говорит сам факт избрания Корчак по квоте НФ в нынешней крайне неустойчивой коалиции Блока Порошенко и НФ, которая фактически отсутствует. Коалицианты из последних сил пытаются сохранить видимость коалиции, и если убрать Корчак, может развалиться вся конструкция.

Именно поэтому против НАБУ, которое посмело «наехать» на главу НАПК, ополчились структуры, которые негласно контролируются не только Народным фронтом, но и Порошенко, прежде всего, Генпрокуратура.

Правда, перед этим НАБУ начало расследование уголовного дела о незаконном обогащении Генерального прокурора Юрия Луценко. По словам пресс-секретаря НАБУ Светланы Олефиры, решение о возбуждении уголовного дела в отношении генпрокурора Юрия Луценко по ч.3 ст.368-2 Уголовного кодекса принял Соломенский районный суд Киева в еще октябре.

В ответ генпрокуратура возбудила уголовное производство в отношении директора НАБУ Артема Сытника из-за вероятного разглашения данных следствия. Как сообщает «Украинская правда» со ссылкой на свои источники в ГПУ, уголовное производство возбуждено на основании опубликованной в интернете аудиозаписи, где человек с голосом, похожим на Сытника, рассказывает журналистам детали некоторых дел.

Вскоре генпрокуратура возбудила в отношении руководства НАБУ еще одно дело по факту закупки спортивных костюмов и тактических рубашек у предпринимателя Владимира Литвина, который проходит также по делу о закупке рюкзаков для Нацгвардии в 2014-2015 годах у сына министра внутренних дел Александра Авакова.

Почему же власть убоялась скандала с НАПК и вообще деятельности НАБУ? Директор НАБУ Сытник считает, что события вокруг бюро являются давлением власти в связи с расследование резонансных дел.

«Надо быть совсем наивным, чтобы не понимать, что те дела, которые мы сегодня расследуем, власть так просто не оставит. Начиная от Мартыненко, Насирова, «рюкзаков» и заместителя министра МВД и других», — сказал он.

По его словам, в НАБУ ожидали такой реакции. «Ждали, что будет медийная атака с применением всех подконтрольных ресурсов, в том числе таких как НАПК. Я не исключаю, что будут и дальнейшее использование административного ресурса, такое как подозрения и аресты», — добавил Сытник, подчеркнув, что готов к арестам и готов «жить в оппозиции».

К тому же, «напряженка» в отношениях между властью и НАБУ началась давно. «Еще летом, их (НАБУ) начали обвинять в том, что они якобы прослушивают президента. Потому что они брали санкции на прослушивание людей из окружения президента, с которыми он мог разговаривать. Идет необъявленная война между НАБУ и украинской властью. НАБУ последовательно атакует НФ, БПП, чиновников разного уровня. «Рюкзаки Авакова» в какой-то степени стали последней каплей, после которой власть создала объединенный оперативный штаб, но не для войны на Востоке, а для войны с антикоррупционными органами. И системно начали работать по НАБУ в плане информационной дискредитации, в плане попытки взять на крючок руководство этого органа», — отмечает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Объясняя столь массированный «наезд» власти на НАБУ, политолог Андрей Золотарев полагает, что НАБУ создано как инструмент внешнего управления со стороны США.

А в качестве дополнительного пояснения Золотарев напоминает об антикоррупционной борьбе в Румынии. Созданный там примерно по тому же принципу Антикоррупционный директорат посадил 2000 представителей румынского политического, экономического бомонда. Но, по словам Золотарева, за взятки, за коррупцию там посадили менее 20%, а 80% было посажено за конфликт интересов»

«А вот теперь представьте, к какому политическому землетрясению такой подход может привести в Украине. Сядут все!», — обозначил перспективу Золотарев.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи