Перестрелка, в результате которой погибло двое человек и еще пятеро оказались на больничной койке, произошла вечером 24 июля на одном из центральных проспектов Днепра – Гагарина, недалеко от ресторана «Сулико». Эксперты заговорили об использовании бывших бойцов для криминальных разборок.
Как позже стало известно, погибшими оказались ветераны АТО — экс-доброволец 20-го мотопехотного батальона 93-й бригады Алексей Вагнер, и бывший боец 11-го мотопехотного батальона 59-й бригады Максим Иващук, который скончался по дороге в больницу. Кроме того, был тяжело ранен известный в городе адвокат, защитник пострадавших в столкновениях 9 мая ветеранов АТО экс-доброволец 20-го мотопехотного батальона Эдмонд Саакян.
Правоохранители ввели оперативный план «Сирена» по области. На розыск и задержание злоумышленников были задействованы все подразделения полиции, а по факту перестрелки открыто уголовное производство по п. 1 ч. 2 ст. 115 УК (Умышленное убийство). Вскоре стало известно, что в результате перестрелки получили ранения четверо нападавших.
Как отметила пресс-секретарь Нацполиции Днепропетровской области Ольга Кузнецова, они сами приехали в больницу им. Мечникова. По информации медиков, сейчас один из нападавших находится в тяжелом состоянии в реанимации, состояние других оценивается как средней тяжести. Как сообщили правоохранители, это бандиты, причастные к организованной преступности, которые ранее уже привлекались к уголовной ответственности, в том числе за разбой.
Данное обстоятельство дало повод некоторым СМИ выдвинуть версию, что перестрелка — это месть представителей оппозиционных сил за участие в установлении обстоятельств побоища 9 мая в областном центре. Напомним, что в этот день в Днепре произошла массовая драка между ветеранами АТО, правоохранителями и титушками, которые, по словам самих бойцов, действовали в связке с полицией. Эдмонд Саакян представлял в суде интересы уже погибшего Алексея Вагнера, который пострадал в стычках на майские праздники.
В частности, к этой версии склоняется ветеран АТО Евгений Белый. По его мнению, «долг брата Эда был предлогом для встречи с целью уничтожения». «Менты играют на стороне противника похоже, сами проанализируйте события Дня Победы. У Эда и его товарищей активная позиция, и есть реальные дела, по которым они мешают определенному кругу, эти события — некий катализатор», — считает Белый.
По официальной версии Нацполиции, причиной перестрелки стал конфликт экономических интересов между братьями Саакянами с одной стороны и неустановленной «второй стороной». «Этот конфликт — исключительно экономические интересы двух сторон: со стороны Саакяна (адвокат Эдмонд Саакян, — Авт.) и его брата и второй стороны, которую мы сейчас устанавливаем», — сообщил начальник уголовной полиции Днепропетровской области Олег Грозь. По его информации, стрельба произошла после запланированной встречи двух сторон. «Они встречались, беседовали с нападавшими. И после беседы было нападение», — рассказал Грозь.
Сам Эдмонд Саакян в комментарии СМИ отметил, что причиной разногласий стал долг его брата, который занимается строительным бизнесом. «Наехали на моего старшего брата, ему позвонили и назначили встречу. Он занимается строительным бизнесом. Неизвестные заявили, что брат якобы должен им денег, назначили встречу в городе. Я приехал его поддержать. У одного «бойца» сразу заметил под курткой автомат. Я громко сказал брату, что не хочу в этом участвовать, сделал вид, что испугался. Сам пошел в машину и взял охотничий карабин. Когда подходил к месту встречи, уже завязалась перестрелка, я начал отстреливаться», — рассказал пострадавший.
По словам Саакяна, он отстрелял все десять патронов, больше при себе не было. «У нападающих было два автомата и, наверное, дробовик или ружье, так как одно ранение ноги дробовое. Ребята, которые были с братом, вообще безоружные. Когда все стихло, ко мне подбежал брат, который не пострадал. Он меня на машине отвез в больницу, а раненым вызвал скорую», — резюмировал он. А также напомнил, что ранее его семье уже угрожали. Домой приходил неизвестный, когда старшего брата не было, и он напугал мать. 14 июля ночью некто в капюшоне вылил на забор дома банку крови и поставил похоронный венок. Брат написал заявление в райотдел.
Не исключено, что речь идет о предприятии «Добробут-Агро». Ранее его руководитель Геннадий Юдин выложил в соцсети фото, на котором вместе с вооруженным Эдмондом Саакяном они позируют на фоне поля. «Нам необходимо на земле бороться за урожай. Поэтому приходится доставать старенький короткоствольный карабин, приобретенный еще в лихие 90-е годы. Молодцы наши ребята, прошедшие закалку в АТО, — дружно становятся на защиту аграриев. Да и сами аграрии также понимают, что сегодня против темной силы должна выступить СИЛА», — подписал свой пост Юдин.
Перестрелка случилась всего через пару дней после визита в Днепр генпрокурора Украины Юрия Луценко. Тогда глава ведомства заявил, что криминогенная ситуация в Украине стала улучшаться. И Днепропетровщина — лидер по борьбе с преступностью. Однако, тот факт, что перестрелка стала возможной в центре города на глазах у десятков очевидцев, говорит о противоположном. Очевидно, не помогла в этом и кадровая ротация руководящего состава, которую провел глава МВД Арсен Аваков после майских событий.
По словам эксперта по вопросам безопасности Сергея Шабовты, ситуация с перестрелкой в Днепре говорит о том, что МВД не контролирует уровень криминогенной ситуации и оборот незаконного оружия в Украине. «Судя по заявлениям и прогнозам МВД, криминальная обстановка ухудшается, а доверие к полиции только растет. Но все мы видим, что эти заявления пусты и не являются какими-то конструктивными решениями. По факту наши правоохранительные органы не контролируют ситуацию в стране. Это касается, как и уровня криминогенной ситуации, так и контроля над незаконным оборотом огнестрельного оружия в Украине», — отметил эксперт.
Эксперт Украинского института будущего Денис Монастырский обращает внимание на то, что такие события были и ранее. «В 90-х мы слышали о перестрелках и в 2000-х. Но чем они были сведены к минимуму тогда? Оперативной работой милиции. Оперативные сотрудники, имея агентуру и контролируя ситуацию в городе, предотвращали подобные ситуации. Ранее такая ситуация могла сопровождаться задержанием на месте без произведения выстрелов. На сегодняшний день можно констатировать, что оперативная работа в целом по Украине завалена. Базы оперативников или уничтожены, или не существуют, или не затребованы», — отметил эксперт.
По его словам, это происходит по той причине, что, согласно Уголовно-процессуальному кодексу 2012 г., оперативник потерял возможность инициативно проводить расследования. Для этого ему нужно обязательно поручение следователя. «Эта новация привела к тому, что оперативная служба стала пасынком следствия, которое и так завалено десятками и сотнями криминальных производств, которые ведут следователи, и у них нет времени заниматься еще и контролем, и организацией оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим, в полиции пытаются внедрить эксперимент по объединению функций оперативника и следователя, переводя всех оперативников на должность следователя. Но проблема в том, что в Украине нет контроля ситуации со стороны правоохранительных органов. Оперативные связи, огромная сеть информаторов, которая была ранее, теперь не востребована, и такие ситуации могут происходить не только в Днепре», — подытожил аналитик.
Эксперт Харьковской правозащитной группы Александр Павличенко считает, что причиной происходящего являются военный конфликт на Донбассе. «То, что происходит, — не возврат в 90-е годы, а синдром военного и послевоенного времени. Так же, как об афганцах говорили, что у них болевой порог уменьшен и во время бандитских разборок они жестоки, можно сказать, что те, кто прошел через АТО, подготовлены более жестко к таким ситуациям. Это тоже самое, что «вьетнамский синдром», который переживала Америка после войны в конце 1960-х годов», — отметил он.
По его мнению, инцидент в Днепре — абсолютное проявление криминала, в котором оказались задействованы бойцы АТО. Правозащитник убежден, что нужно обратить внимание на надлежащую работу правоохранительных органов, обеспечивающих жесткое преодоление всех случаев незаконного применения такого оружия. Эксперт убежден, что проблема не в легализации оружия, а в том, насколько адекватно оно применяется в обществе, где не работают правила и законы.
Поэтому, на его взгляд, легализация оружия не будет регулятором, который исправит ситуацию. «Должны быть жесткие правила соблюдения всех законных норм, которые на сегодня определены. Законы у нас нормальные, но тот, кто может позволить их не исполнять, так и делает. Это основная проблема. Удобно ездить 90 километров в час — так и делают. Если бы за это забирали авто или выписывали штраф в размере тысячи евро, тогда был бы другой порядок. Этого нет. Будет или нет легализация оружия — проблему это не решит, не добавит законности, а вот увеличить количество жертв может. Идти нужно в другом направлении — повышения уровня законности», — резюмировал Павличенко.