Закон о военном положении усилит полномочия президента

Poroshenko Економічні новини

Принятый на этой неделе закон о правовом режиме военного положения, внесенный президентом Петром Порошенко, отнюдь не означает его немедленное введение, а призван подкорректировать устаревшее законодательство в связи с агрессией России и проведением антитеррористической операции (АТО) на Востоке Украины. В то же время положения закона значительно расширяют полномочия главы государства в условиях принятия такого режима.

Во вторник народные депутаты поддержали во втором чтении и в целом президентский законопроект №2541 «О правовом режиме военного положения». За соответствующее решение проголосовали 258 нардепов. Как заявил на заседании Рады глава парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Пашинский (фракция «Народный фронт»), ко второму чтению в этот законопроект было внесено 88 поправок, из которых 32 учтены полностью и 7 — редакционно. «Из закона была исключена норма об изъятии всего огнестрельного оружия в результате введения военного положения», — навел пример парламентарий.

По его словам, военное положение вводится либо на всей территории Украины, либо в четко обозначенных регионах. «Скажем, когда мы планировали введение военного положение в зоне АТО, то планировалось введение на территории Донецкой, Луганской и прилегающих приграничных регионах: Харьковской, Днепропетровской, Запорожской областях», — сообщил Пашинский. Также, по его словам, урегулирован вопрос функционирования военных администраций и других органов государственной власти, о беспрерывности работы Верховной Рады, Кабмина и президента.

Мерами режима военного положения, помимо прочего являются: введение трудовой повинности для трудоспособных лиц; принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, изъятие имущества госпредприятий, госхозобъединений для нужд государства; запрет проведения мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий; регулирование работы предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров, театрально-зрелищных и других предприятий; установление особого режима в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, иные сильнодействующие вещества; проведение эвакуации населения, если возникает угроза его жизни или здоровью, а также материальных и культурных ценностей, если возникает угроза их повреждения или уничтожения; принятие дополнительных меры по усилению защиты государственной тайны.

По словам народного депутата Олег Барна (БПП), необходимо обеспечить наиболее приемлемое и комфортное проживание населения в зоне АТО и в то же время выполнение боевых задач. «Раньше не предполагалась возможность иметь оружие, однако сейчас депутаты согласились, что на этих территориях можно иметь официально зарегистрированное оружие как средство личной защиты. Также введены компенсации со стороны государства при изъятии движимого или недвижимого имущества», — заявил он.

По его словам, территории, на которых проходит АТО, под действие закона подпадают очень условно, так как там проходят боевые действия. Важно сохранить административное управление на территориях, находящихся вблизи зоны боевых действий, в частности, ввести военные администрации, «так как кое-где депутаты уклонились от выполнения возложенных на них полномочий, представители районных администраций просто сбежали. И чтобы заполнить этот вакуум, вводятся администрации из числа военных».

«У нас по настоящее время остается юридическое состояние проведения АТО, а по сути — это ведение войны. Это означает применение тяжелого вооружения, самолетов, что запрещено законодательством при АТО. Летчики поднимаются в воздух, видят цель, но им никто не дает соответствующий приказ. Иногда летчикам приходится брать ответственность на себя. Военное положение разрешает эти противоречия», — добавил депутат. «Данный закон дает юридическую базу, возможность подготовиться к военному положению всем госструктурам, всем гражданам. Раньше мы все время опаздывали то в одном, то в другом. Сейчас мы сработали на упреждение. Ведение военных действий — это не только задачи силовых структур. Это касается всех структур и общества в целом», — подытожил Барна.

Статья 10 закона предусматривает, что в период военного положения полномочия президента не могут быть прекращены или ограничены. Таким, образом, глава государства получает рычаги удержания власти в случае его смещения с поста. «В случае введения военного положения полномочия по управлению в регионах будут сосредоточены в руках военного командования (Генштаба и подразделений Вооруженных сил Украины) и военно-гражданских администраций. А учитывая, что президент является Верховным Главнокомандующим ВСУ, а военно-гражданские администрации создаются президентом в случае необходимости, фактически может произойти передел власти в государстве в сторону президента», — заявил управляющий партнер юридической компании Prove Group Владислав Кочкаров.

С ним солидарен и военный эксперт Олег Жданов. «Сейчас мы получили какой-то непонятный гибрид, в котором у нас военное положение, но в мирных условиях. Все делается в пользу президента, и выходит однобокая выгода. Президент получает иммунитет на период действия военного положения и становится фактически диктатором. Это еще один способ узурпации власти», — сказал он.

В тоже время политический эксперт Реанимационного пакета реформ Ярослав Юрчишин сомневается, что руководство страны пойдет на введение военного положения в ближайшее время. «Относительно полномочий президента, то прописывать их не было необходимости, так как во время военного положения выборы Президента априори не проводятся. Но прописывание этого отдельным пунктом четко дает понять, что люди, которые требуют введения военного положения, сами дают Порошенко право расширить полномочия. На самом деле, этот закон в большей степени формальный и выполняться не будет. Можно гарантировать одно: на реальное введение военного положения президент не пойдет до последнего», — считает Юрчишин.

По его словам, если проанализировать поведение действующей власти — заключение Минских соглашений, применение силы — в данном случае власть формально приняла законопроект о введении военного положения, чтобы показать, что возможности есть, но будут и ограничения для граждан. «Население к этому не готово, поэтому правительство, как прежде, несмотря на закон, будет продолжать вести переговоры и подписывать мирные соглашения», — добавил эксперт.

Ранее украинские СМИ неоднократно цитировали заявления политиков, что введение военного положения поставит крест на шансах Украины получить новые транши от Международного валютного фонда (МВФ). Но это не так — статьи соглашения МВФ, которые служат в качестве устава этой организации, не содержат подобных норм. Да и глава представительства МВФ в Украине Жером Ваше еще в конце октября 2014 г. опроверг такую версию. По его словам, у Фонда нет формальных юридических запретов, препятствующих продолжению сотрудничества в условиях военного положения. «Мы уже сотрудничали с рядом стран, на территории которых разворачивались военные конфликты различной активности», — заявил он.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
10 лет назад

Ото даємо! Не тільки ворогам,а й самих страх проймає.

Видео
Все статьи