Сегодня в Украине уникальное время — можно спокойно и конструктивно обсуждать темы, за которые ещё совсем недавно оторвали бы голову. Так, сами журналисты уже заговорили о необходимости озвучивать разные мнения о Майдане, о войне на Востоке Украины и о других болезненных и трагичных вопросах. Журналистики сегодня в Украине нет. Но впервые за последние годы забрезжило реальное намерение отыскать путь к её возрождению. И это — уникальный шанс для всех нас. Шанс для скорейшего объединения и оздоровления всего нашего общества.
В разлад и развал нашего общества огромный вклад сделали журналисты, сконцентрировав свою деятельность на непрерывной трансляции ненависти, агрессии и неприязни в масштабах всей нашей страны. Это взорвало информационное пространство в Украине, не оставив ни единого шанса на достижение взаимопонимания и доверия между самыми разными враждующими группами украинцев.
Сегодня в Украине журналистики нет по одной простой причине: журналисты перестали выполнять свою ключевую общественную функцию — быть универсальными коммуникаторами. Это означает, что после прочтения статьи или просмотра телепередачи не наступает полная ясность и понимание происходящего — ни у участников статей и передач, ни у миллионов простых читателей и зрителей. Работа СМИ не ведёт к тому, что перед глазами людей появляется истинная картина происходящего — с настолько минимальными искажениями, насколько это вообще в человеческих силах.
Когда в Украине говорят о реформах, очень многие думают, что их персонально это не касается. Никто же всерьёз не говорит о реформе журналистской сферы, о реформе общественных организаций или, скажем, о реформе в стане переводчиков. На самом деле в реформах ныне нуждаются не только все без исключения сферы нашего общества, но и внутренний мир каждого без исключения украинца. И журналисты тут — никак не исключение.
Конкретно в журналистике есть одна, но до ужаса чудовищная проблема. Это отсутствие ценностной платформы, которая реально могла бы предотвращать злонамеренные или недобросовестные действия журналиста и которая одновременно давала бы возможность с верных исходных точек оценивать происходящее в обществе. Все остальные процессы в нашей современной журналистике — лишь логическое следствие этого.
Назад к цивилизованной журналистике
«В 2014 г. у нас как будто выдернули систему координат из-под ног – мы не знали, что делать, куда двигаться и как оценивать происходящие события. Мы не знали, где правда», – сказала одна из участниц презентации-обсуждения инициатив в сфере медиа, направленных на преодоление конфликтности в украинском обществе (организаторы — ОО «Львовский медиафорум» и Школа журналистики Украинского католического университета).
Именно в рамках этого мероприятия произошёл серьёзный разбор полётов по поводу того, каково реальное положение дел в нашей журналистике и что со всем этим ворохом проблем делать дальше. Впервые за последние два года (во всяком случае — на памяти автора этих строк) были вдумчиво и без истерики подняты вопросы о том, что при освещении событий на Майдане в 2013-2014 гг. наши журналисты должны задавать вопросы Виктору Януковичу и его окружению, а также милиции и «Беркуту». Речь также шла о естественном развенчании мифов Майдана. В первую очередь по поводу того, что это был полностью мирный протест и что митингующие не стреляли.
Не менее серьёзно был поднят и ещё один невероятно болезненный вопрос — с кем Украина воюет на Востоке? Кто эти люди? Почему журналисты не интересуются их мнением и их видением происходящего, но зато пользуются информацией людей, давно покинувших территорию военных действий? Точно ли там собрались неадекватные террористы или же этим людям тоже есть что сказать такого, что имеет значение для всего нашего общества?
«Кто стрелял и с какой стороны (на Майдане в феврале 2014 г. — «i»)? С какой целью это происходило? Почему произошло именно такое, а не иное развитие событий? Именно мы, украинские журналисты, должны задавать эти вопросы Виктору Януковичу и его соратникам. Мне кажется, что задавать вопросы Александру Захарченко должны тоже мы — украинские журналисты. Почему мы это право отдаём «BBC» или российским журналистам? Это наша история, наша территория, наша страна. Если бы мы получили ответы, то, возможно, мы бы точнее поняли, что произошло на самом деле», — отметила журналист Hromadske.TV Анастасия Станко.
С её точки зрения, не менее важно задавать вопросы и получать ответы непосредственно от всех участников военных действий на Востоке Украины. «Такое впечатление, что мы с привидениями воюем. Нет ни одного комментария — вообще ничего! Кто-то же есть на противоположной стороне — она же существует, если с ней воюют! И вообще, мне кажется, медиа заняли более воинственную позицию во всех этих вопросах, чем общество», — сказала Станко.
Телеведущий Андрей Куликов посетовал, что редакционная политика отдельных украинских СМИ запрещает говорить с другой стороной военного противостояния на Востоке Украины. «С террористами, мол, не разговаривают! Но, во-первых, с террористами во всём мире ведут переговоры — чтобы, к примеру, спасти жизни заложников. Во-вторых, а все ли те, кого мы называем террористами, действительно являются террористами? С разных сторон (военного конфликта на Востоке Украины. – «i») чувствуется намерение лишить людей человеческого обличья», — подчеркнул Куликов. Он также отметил тенденцию, что соцсети стали выразителями самых крайних взглядов и это очень сказывается на информационном пространстве страны.
Ценностная платформа для журналистов — первоочередная задача
Все дискуссии, произошедшие на упомянутом выше мероприятии, — это лишь постановка проблем в журналистской сфере, но никак не их решение. Да, невероятно важен сам факт, что дискуссии такого рода наконец-то стартовали в Украине, хотя ещё не так давно об этом просто опасно было говорить. Но одна лишь постановка проблемы сегодня — это невероятно мало. У нас практически нет времени на раскачку, а также на долгий и кропотливый поиск решений. Эти решения уже прямо сейчас должны быть на руках. Вернее, мы их должны уже прямо сейчас активно реализовывать! А как реализовывать то, о чём мы не имеем ни малейшего представления?
Без решения проблем информационного пространства страны и его ужасающих дисбалансов невозможно установить доверие и взаимопонимание между украинцами, а также остановить развал нашего общества. Но информационное пространство невозможно привести в порядок без возрождения украинской журналистики — в том виде, в котором она нужна и полезна для всей нашей страны. Журналисты — хозяева информационного пространства и с этим фактом ничего поделать не получится.
Разгребать огромные завалы в нашей журналистике нужно с верной отправной точки — с констатации того, что западные стандарты, нормы, правила, морально-этические кодексы и т. д. в нашей стране не работают. Просто потому, что они в Украине вообще ничего не гарантируют. Как следствие, они элементарно не могут быть сколь-либо надёжными предохранителями от злонамеренной и недобросовестной работы журналиста. Западные стандарты имеют у нас некоторую силу ровно до тех пор, пока не входят в противостояние с внутренним ощущением справедливости нашего журналиста и с его внутренними убеждениями (о «заказной» работе тут речь не идёт, потому что это вообще не журналистика). И как только возникает такого рода противостояние, то западные стандарты легко нарушаются и уверенно отбрасываются в сторону. Кстати, автор этих строк и себя не выносит за скобки.
То, что не работает, нужно отложить в сторону и забыть. Не потому, что западные стандарты ущербные и плохие. Вовсе нет. Просто они у нас не работают. И разговор о них как о надёжной ценностной платформе именно для нашего журналиста нужно просто считать закрытым.
Все усилия людей, искренне настроенных на реальное очищение и восстановление журналистики в Украине, нужно сконцентрировать на том, что действительно может сработать у нас. Т. е. на поиске ценностной платформы, на которую будут отзываться сердца именно наших журналистов и которой именно наши журналисты будут дорожить превыше всего.
Решение проблем журналистики ничем не отличается от решения проблем в любой другой сфере нашего общества. Ценностная платформа для журналистов может проистекать исключительно из точно понимания особенностей нашего коллективного мироощущения, а также из наших исконных нравственных ценностей. Мы обо всём этом благополучно забыли и живём в абсолютном противоречии с нашей внутренней коллективной природой. Но это — наш и только наш выбор. И никого больше нельзя обвинить в неурядицах и проблемах нашей страны, кроме нас самих — вместе с нашим всесторонним невежеством и гипертрофированным эгоизмом.