Осужденные за убийство владельца мебельного магазина 4ROOM Шабаба Алояна и двух его охранников, чей приговор недавно подтвердил Высший спецсуд, не согласны с приговором и намерены обращаться в Европейский суд по правам человека.
В прошлый четверг Высший специализированный суд по гражданским и уголовным дела рассматривал кассации осужденных Давида Батикяна и Мераба Суслова, а также их адвоката, на приговор Киево-Святошинского районного суда г. Киева от 8 ноября 2012 г. и подтверждающее этот приговор определение Апелляционного суда Киевской области от 22 апреля 2013 г.
Напомним, что в 2009 году в торговом центре 4ROOM застрелили его совладельца Шабаба Алояна и двух охранников-милиционеров. Еще двое сотрудников магазины были ранены. Один из киллеров, Ара Оганесян, погиб в ходе перестрелки с милицией.
Заказчиком и организатором, после ареста в России, экстрадиции и следствия, признали Мераба Суслова, исполнителем — Давида Батыкяна. Оба получили одинаковый приговор — пожизненное заключение с конфискацией имущества. Следствие длилось три года, дело занимает пять томов, а защитой в разное время занимались 22 адвоката.
Слушанья начались на полтора позже запланированного времени. Журналисты просили коллегию судей позволить видео- и фотосъемку процесса. Ведь это резонансное дело свое время наделало немало шума: так нагло и цинично в Киеве еще не убивали. В заказе и организации преступления приговоренный Суслов своей вины не признал. Он просил только об одном: открытый процесс со свободным доступом общественности и прессы.
«Дело рассматривалось в закрытом заседании суда, что противоречит всем нормам. Я просто требую, чтобы суд позволил общественности присутствовать, и чтобы выяснились все действительные мотивы и все происходящее, что было на само деле. Я считаю это крайне необходимым, и прошу суд позволить присутствие СМИ», — обратился к суду Мераб Суслов.
Коллегия судей во главе с Валерием Швецом разрешила журналистам присутствовать, но запретила фото- и видеосъемку. Решение удовлетворило родственников убитого — сына Артура и брату Джамала.
Едва началось заседание, Мераб Суслов потребовал отвода состава суда. «Я вижу, что ко мне предубежденное отношение, мои ходатайства немотированно отклоняются», — объяснил он. Судьи ушли совещаться.
Пока их не было в зале, там началась перепалка между осужденным и родственниками Шабаба Алояна и погибших милиционеров. «Мой сын погиб из-за тебя, сволочь!», — крикнула мать одного из милиционеров. «Ах ты, бомж! Это Шабаба убрал, шакал, наркоман!», — кричали родственники Алояна.
Досталось и адвокату обвиняемых Михаилу Тархану. «Рожу свою закрой, сидишь, лыбишься!», — такие слова прозвучали в его адрес от одного из родственников пострадавшего. Адвокат вызвал наряд милиции, заявив, что его жизни угрожают. Перепалка закончилась только после появления судей, которые объявили, что ходатайство осужденного об отводе отклонено.
После этого стороны, наконец, начали излагать свои позиции. «Я прошу суд не ставить в этом деле точку, все мои свидетельства, данные мной после задержания в октябре 2009 г., я дал под пытками и давлением следствия», — заявил Батыкян.
«Это заказное дело. Алояны хотят отобрать у меня бизнес. Шебаб был моим доверенным лицом, у него много наследников, зачем мне убивать его? Настоящие убийцы на воле», — заявил, в свою очередь, Мераб Суслов.
В результате суд, спустя около примерно пять часов после начала слушаний, частично удовлетворил кассационные жалобы, но при этом оставил неизменным приговор. «Что за страна такая? Мне жаль, что вам приходится тут жить!», — оскорбился Мераб Суслов. «Я проклинаю тебя, чтоб ты сдох!», — крикнул ему кто-то из родственников погибших.
В свою очередь, Михаил Тархан заявил, что приговор — несправедливый, и защита уже готовит апелляцию. «Мы будем подавать свои заявления в Европейский суд, потому что наш суд не захотел разбираться до конца. Они смотрят на формальные моменты и оставляют явные доказательства без внимания», — считает адвокат осужденных.
В то же время пострадавшая сторона убеждена в объективном и справедливом рассмотрении дела и в первой, и в апелляционных инстанциях. «Мы очень довольны победой. Доказательств вины Суслова более чем достаточно. Что касается обращения в Европейский суд, у них нет полномочий менять меру наказания, которую признали справедливой в нашем суде. Поэтому в деле можно поставить точку», — заявил их представитель.
Как быстро станет известно о решении Европейского суда, сейчас сказать сложно, поскольку Украина существенно загружает суд работой, занимая четвертое место по количеству обращений, после Турции, России и Румынии.
В прошлом году ЕСПЧ рассмотрел 10329 обращений против из Украины, из которых, правда, 8048 признал не соответствующими своей юрисдикции. По 2281 обращениям принято 69 определений, в 65 из которых идет речь как минимум об одном нарушении Европейской конвенции по правам человека.
Автор: Наталья Лоза