Фашизм в «стране, победившей фашизм»

13 мая 2017, 13:24
no image

Знаменитый афоризм Уинстона Черчилля гласит: наступит время, когда фашизм будет рядиться в антифашизм. Это как раз о нынешней России – «стране, победившей фашизм», как любят подчеркивать в Москве, помалкивая о том, что фашизм «побеждала» отнюдь не только Россия.

О фашизоидных тенденциях в современной России говорится много и, вместе с тем, ничего по сути. Обычно все сводится к обвинениям в адрес Путина и его фашизоидного режима. Но режим опирается на мощную массовую поддержку в России именно потому, что фашизоидные настроения коренятся в психологии российского общества. К тому же, реальный смысл фашизма заметно отличается от расхожих обывательских, часто даже научных представлений на эту тему.

На днях в Москве отшумело празднование очередной, 72-ой годовщины Победы в Великой отечественной войне. Опять было милитаризованное шоу на Красной площади и бутафорское «взятие рейхстага» в подмосковной Кубинке накануне 9 Мая. Кстати, в советское время такой дурости в День Победы не было! При Брежневе и даже при Горбачеве эта дата все же была ориентирована на то, на что и следует – на поминовение погибших и на дань уважения к прошедшим военный ад.

Московское «победобесие» в День Победы в очередной раз актуализировало вопрос о фашизме в России.

Массовый «одобрямс» фашизма

Напомним, что в 2014 году агрессия Москвы в Украину получила массовую поддержку в России. Тот факт, что агрессию в массе поддержал российский обыватель, особого удивления не вызвал.

Правда, в России нашлось много людей поддерживающих Украину, выступающих за добрососедские отношения стран и против империалистических авантюр Путина. Среди них – много известных личностей, например, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Армен Джигарханян, Эльдар Рязанов, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Сергей Юрский, Андрей Макаревич, Валентин Гафт, Андрей Мягков, Михаил Жванецкий, Сергей Гармаш, Марк Захаров, Елена Яковлева, Галина Волчек, Андрей Кончаловский, Владимир Гостюхин, Федор Добронравов, Леонид Броневой, Александра Яковлева, Александр Балуев, Юрий Стоянов, Станислав Садальский, Александр Розенбаум, Даниил Гранин, Марат Башаров, Сергей Маковецкий, Дмитрий Харатьян, Михаил Кокшенов, Эманнуил Виторган, Леонид Куравлев, Наталья Фатеева, Борис Акунин и многие другие.

Но настоящий шок вызвало огромное количество тех деятелей российской культуры, которые подписали письмо «о поддержке позиции Президента Российской Федерации по Украине и Крыму». В частности, это люди с мировыми именами – Табаков, Хазанов, Баталов, Гергиев, Говорухин, Стадлер, Соломин. Еще больше шокировало то обстоятельство, что в этом списке отметилось большое количество этнических украинцев и выходцев из Украины – Башмет, Бортко, Бондарчук, Лановой, Лещенко, Спиваков. В подобных случаях товарищ Ленин язвительно подчеркивал: инородцы часто пересаливают по части русского шовинизма…

Но главную опасность представляют не несколько сервильных культуртрегеров, а массовая поддержка кремлевского империализма и фашизма в недрах российского общества. Об этом свидетельствуют данные российских социологических служб, включая, например, Левада-центр, который не пользуется благосклонностью Кремля. Все опросы свидетельствуют, что действия Путина поддерживает более половины населения, часто намного больше половины.

Столь высокую поддержку принято объяснять крайне агрессивной пропагандой Кремля, по сути, массированным потоком дезинформации, льющейся почти из всех средств массовой информации в отношении Украины. Источники, подающие альтернативные точки зрения, практически полностью отключены.

Налицо расхожее заблуждение, возлагающее всю вину за фашизацию страны на правящий режим, поработивший и одурманивший хороший и доверчивый народ.

Но этот народ поддерживает: режим тоталитарно-корпоративной государственности, монополизацию экономики, фактическую однопартийность и вождизм; отрицание демократии и прав человека; насилие в целях подавления политических противников и любых форм инакомыслия; милитаризацию общества и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем; военное вмешательство во внутренние дела других государств; превознесение исключительных качеств своей нации, дискриминацию других наций и народностей.

Итак, все это российский обыватель поддерживает. Но почему поддерживает? Только ли потому, что он оболванен пропагандой? И если обыватель поддерживает фашистские порядки, то является ли он в своей массе фашистом?

Классика жанра

Возникает вопрос: в чем суть глубинная фашизма?

Нечто подобное уже было и описано лучшими умами прошлого, например, гениальным германо-американским мыслителем ХХ века Эрихом Фроммом (1900-1980), который пережил зарождение нацизма и приход к власти Гитлера. В 1941 году, будучи в США, Фромм написал хрестоматийную книгу «Бегство от свободы» (Escape from Freedom), которая только при жизни автора выдержала более 25 изданий на разных языках. Эта работа преследовала цели не только вскрыть психологические корни фашизма, но и развеять бытовавшие тогда в Америке расхожие и живые по сей день заблуждения о том, что фашизм есть следствие исключительно дорвавшегося до власти тоталитарного режима, а широкие массы в этом не виновны и лишь страдают от поработителей. Фромм убедительно показал, что немецкий фашизм, если угодно, нацизм коренился в психологии массы.

Основываясь на собственной, отличной от Фрейдовой, интерпретации социальных приложений глубинной психологии (психоанализа), Фромм справедливо утверждал, что обществом движут не только поверхностные рассудочные мнения, но и более глубокие бессознательные страсти, укоренённые в характере. Так мыслитель вывел понятие «социального характера общества», который он разделил на такие типы: авторитаризм, мазохизм, садизм, приспособленчество, разрушительность.

Именно такие типы социального характера, объединенные Фроммом в общую категорию деструктивных, формируют фашистские настроения в обществе.

Фромм выделил также творческий характер, который направлен на познание и разумное преобразование мира.

Фашизм – не в Путине, а в головах

В основе фашизма и нацизма лежат сходные социально-психологические причины, которые неразрывно связаны с экономическими и политическими. В терминах все того же Фромма, фашизм и нацизм представляют собой различные рационализации одних и тех же глубинных иррациональных импульсов, движущих массами.

Вообще, этимология слова «фашизм» категорически не соответствует его реальному социальному смыслу.

Считается, что фашизм – это диктатура узкой клики во главе с вождём, которая удерживают власть путём террора, что проистекает из первичного смысла слова «фашизм»: «fascio» – пучок, секта. Но реальный фашизм – это не секта, а масса. Пассивная масса, которая не способна решать социальные вопросы рационально и ищет, кто это сделает за неё. Приспособленческая масса, которая в своей пустоте ищет подчинения кому-либо – это авторитарный мазохизм и конформизм. Агрессивная масса, которая в никчемности своей стремится кого-либо себе подчинить (авторитарный садизм) или уничтожить (деструктивность). Эта масса порождает тоталитарную секту или социальный институт во главе с фюрером, дуче, каудильо, «вождём всех времён и народов», «великим кормчим», генералом Пиночетом и вот теперь еще и Путиным. Фигуры вождей рационализуют иррациональные страсти толпы в символах патриотизма, священного долга, классового сознания, в извращённых идеалах коммунизма (сталинизм), «щирого национализма» в Украине или фашиствующего шовинизма в России.

В современной версии российского фашизма главным является не правящий режим во главе с Путиным, а наличие осознанного и/или неосознанного спроса на фашизм со стороны массы, обладающей авторитарно-приспособленческим социальным характером с крайне опасными проявлениями часто немотивированной, иррациональной деструктивности, которая направлена на самое себя и окружающий мир. Насколько можно понять на расстоянии, российское общество обрело явные черты «агрессивного», возможно, даже «деструктивного» социума, понятия которых Фромм вывел в другой своей хрестоматийной книге – «Анатомия человеческой деструктивности».

Нацизм шагает по России

Фашизм или, если угодно, нацизм в России появился отнюдь не вчера. Те, кто внимательно следил за событиями в соседнем государстве в последние годы, уже давно обратил внимание на эскалацию фашистских настроений в «стране, победившей фашизм».

Напомним лишь некоторые вехи этого пути. Это избиение «лиц неславянской национальности» в северном городе Кондопога в 2006 г (кстати, это земли, отобранные Сталиным у Финляндии, не являющиеся российскими и вообще славянскими); бурный всплеск движения скинхэдов в 2000-х, многочисленные факты избиения этими молодчиками «черных», «узкоглазых» и прочих «понаехавших».

Апофеозом стал фашистский шабаш в центре Москвы в декабре 2010 года. На Манежной площади, рядом с Красной площадью и могилой Неизвестному солдату, являющемуся памятником всем воинам, погибшим в борьбе с немецким фашизмом в Великой отечественной войне, украшенные свастикой молодчики, внуки «дедов воевавших», орали «Heil Hitler!» и выбрасывали руки в нацистском приветствии.

Только после этого в Кремле поняли, что «игры патриотов» зашли слишком далеко и их пора прекращать, пока процесс не стал неуправляемым. Ведь во многонациональной России русские и вообще славяне являются едва ли не меньшинством, а на большей части страны – «некоренным» населением. Поэтому, разыгрывая сепаратистскую карту в сопредельных странах, прежде всего, в Украине, Кремль сильно рискует получить ответку у себя дома, ибо – еще раз повторим – бог – не фрайер и воздает каждому по делам его.

Нацистские и/или фашистские настроения были взяты Кремлем под контроль, а на самом деле, возглавлены и направлены в нужное русло.

Агрессия против Украины стала очередным этапом в новейшей истории российского фашизма и шовинизма.

Автор: Александр Карпец

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
7 лет назад

Юрий Нестеренко , “ВОВ”

И было так: четыре года
В грязи, в крови, в огне пальбы
Рабы сражались за свободу,
Не зная, что они – рабы.

А, впрочем, – зная. Вой снарядов
И взрывы бомб не так страшны,
Как меткий взгляд заградотрядов,
В тебя упертый со спины.

И было ведомо солдатам,
Из дома вырванным войной,
Что города берутся – к датам.
А потому – любой ценой.

Не пасовал пред вражьим станом,
Но опускал покорно взор
Пред особистом-капитаном
Отважный боевой майор.

И генералам, осужденным
В конце тридцатых без вины,
А после вдруг освобожденным
Хозяином для нужд войны,

Не знать, конечно, было б странно,
Имея даже штат и штаб,
Что раб, по прихоти тирана
Возвышенный – всё тот же раб.

Так значит, ведали. И все же,
Себя и прочих не щадя,
Сражались, лезли вон из кожи,
Спасая задницу вождя.

Снося бездарность поражений,
Где миллионы гибли зря,
А вышедшим из окружений
Светил расстрел иль лагеря,

Безропотно терпя такое,
Чего б терпеть не стали псы,
Чтоб вождь рябой с сухой рукою
Лукаво щерился в усы.

Зачем, зачем, чего же ради –
Чтоб говорить бояться вслух?
Чтоб в полумертвом Ленинграде
От ожиренья Жданов пух?

Чтоб в нищих селах, всё отдавших,
Впрягались женщины в ярмо?
Что детям без вести пропавших
Носить предателей клеймо?

Ах, если б это было просто –
В той бойне выбрать верный флаг!
Но нет, идеи Холокоста
Ничуть не лучше, чем ГУЛАГ.

У тех – все то же было рабство,
А не пропагандистский рай.
Свобода, равенство и братство…
Свободный труд. Arbeit macht frei.

И неизменны возраженья,
Что, дескать, основная часть
Из воевавших шла в сраженья
Не за советскую-де власть,

Мол, защищали не колхозы
И кровопийцу-подлеца,
А дом, семью и три березы,
Посаженных рукой отца…

Но отчего же половодьем
Вослед победе в той войне
Война со сталинским отродьем
Не прокатилась по стране?

Садили в небеса патроны,
Бурлил ликующий поток,
Но вскоре – новые вагоны
Везли их дальше на восток.

И те, кого вела отвага,
Кто встал стеною у Москвы,
За проволоками ГУЛАГа
Поднять не смели головы.

Победа… Сделал дело – в стойло!
Свобода… Северная даль.
Сорокаградусное пойло,
Из меди крашеной медаль.

Когда б и впрямь они парадом
Освободителей прошли,
То в грязь со свастиками рядом
И звезды б красные легли.

Пусть обуха не сломишь плетью,
Однако армия – не плеть!
Тому назад уж полстолетья
Режим кровавый мог истлеть.

И все ж пришёл конец запретам,
Но, те же лозунги крича,
Плетется дряхлый раб с портретом
Того же горца-усача.

Он страшно недоволен строем,
Трехцветным флагом и гербом…
Раб тоже может быть героем,
Но все ж останется рабом.

И что ж мы празднуем в угоду
Им всем девятого числа?
Тот выиграл, кто обрел свободу.
Ну что же, Дойчланд – обрела.

А нас свобода только дразнит,
А мы – столетьями в плену…
На нашей улице – не праздник.
Мы проиграли ту войну.
9 мая 2002

Все статьи