Айдаровского Батю освободили на поруки депутатов (+ФОТО)

3 июля 2016, 8:49
no image

Вчера поздно вечером Апелляционный суд Киева отпустил бывшего начальника штаба добровольческого батальона «Айдар» Бати – Валентина Лихолита на поруки депутатов Верховной Рады.

Это случилось после того, как позавчера ночью Печерский суд Киева решил применить ему меру пресечения в виде лишения свободы на два месяца. Батю обвиняют по нескольким статьям Уголовного кодекса, самая главная из которых «Осуществление преступления группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступной организацией».

Параллельно с Лихолитом был арестован бывший руководитель контрразведки «Айдара» Игорь Радченко с псевдонимом «Рубеж». Основанием для ареста послужило заявление городского головы Северодонецка Валентина Казакова.

Раньше бывший военный инструктор «Айдара» Андрей Степанков с псевдонимом «Штефан» заявлял публично, что в батальоне есть три группы: одна те, кто воюют, еще одна – пиарится, и третья группа – местные мародеры. В прошлом году появилось сообщение о том, что против бывшего комбата «Айдара» Сергея Мельничука открыто уголовное производство по обвинению в захвате хлебзавода на Луганщине.

Последнее время Батя служил в 72-й объединенной механизированной бригаде, которая размещалась за Волновахой в Донецкой области. Его подразделение дислоцировалось на самом опасном участке и подвергалось постоянным обстрелам.

Об аресте Бати первым сообщил командир его подразделения Сергей Мисюра: «Батю вызывают на ВСП (военная служба правопорядка – ред.). Ну, что там поехать не ВСП, 2000 раз там были, да и без задних мыслей туда Батя и поехал.И ночью же связь с ним у меня пропала, только на утро я узнал все подробности. А это уже какое-то мракобесие, честное слово. Когда Батя приехал, его уже ждал микроавтобус криминальной полиции. Маски шоу, все дела. И быстро его забирают. Показали ВСП какие-то постановления и забрали. Аж на Киев. И с Киева уже курировали осмотр машины Бати. Как проводили задержание? Никто не знает. Ни ВСП, ни командование части. Никто с части не знал, что его задержали. Никакого постановления в часть не привозил. То есть, реально, Батю выкрали неизвестные, с части, которая на полигоне. Аж сегодня днем в части узнали какие-то детали и увидели постановления. Что Батя подозреваемый, и там много всяких статей ККУ приписывают».

Во время заседания Печерского суда шесть народных депутатов предлагали взять Лихолита на поруки, но судья Кристина Гладун не учла эти предложения в своем решении. После ее вердикта о содержании под стражей на протяжении двух месяцев несколько народных депутатов и активисты заблокировали выход из Печерского суда. Правоохранители не решились применить насилие.

От метро «Театральная» до Крещатика на бульваре Богдана Хмельницкого выставлены автобусы с полицией и Национальной гвардией. На проезжей части Крещатика напротив Печерского суда лежат несколько автомобильных покрышек.

Людей в разы меньше, чем было, когда судили Юлию Тимошенко, но их никто не блокирует и не разгоняет. В дворике суда нацгвардейцы кучкуются у стены дома, прячась от жаркого солнца. В дворике несколько десятков людей, часть из которых в камуфляже с нашивками «Айдара».

Вход в зал на первом этаже, где находится Валентин Лихолит, перекрыт двумя столами, стоящими один на другом. Батя сидит в пластиковой «клетке», где он провел ночь.

Он говорит, что игнорирование судом предложения шести депутатов о взятии на поруки свидетельствует о том, что суд был проплачен.

– Если я бандит, то зачем мне нужно было идти служить на передовую.

– А может быть, что на вас кто-то хочет свои грехи навешать?

– Может. Тот самый Мельничук.

В сентябре 2014 г. правозащитная организация «Amnesty International» обвинила «Айдар» в военных преступлениях, в частности, в похищении людей. Действующий в то время командир батальона Сергей Мельничук назвал организацию шарлатанами с мировым именем. «Ранее нас проверяла Военная служба правопорядка, – сказал он тогда журналистам. – Факты, о которых также ранее заявляли, не подтвердились… Если факты обвинений не подтверждаются, то это клевета, которая тоже преследуется по закону».

В феврале прошлого года несколько сот преданных в то время уже депутату парламента Мельничуку айдаровцев организовали митинг протеста перед входом в министерство обороны с протестом против расформирования батальона. Министерство обороны заявило, что протесты организовал Мельничук, чтобы скрыть выявленные злоупотребления. Лихолит тогда вместе с новым комбатом подполковником Евгением Пташником был оппонентом Мельничука.

Ближе к полудню в суде появляется представитель Генеральной прокуратуры Петр Шкутяк. Он говорит, что он бывший айдаровец, который служил под командованием Бати. Шкутяк от имени находящегося в командировке Генерального прокурора Юрия Луценко предлагает перенести рассмотрение дела до понедельника и, если Лихолит возьмет на себя обязательство ходить на суд, то мера пресечения будет изменена.

Люди начинают скандировать: «Негайно!». Валентин Лихолит говорит очень возбужденно, бурно жестикулируя. Он употребляет лексику, характерную для армейских окопов. Его монолог сводится к тому, что он не может вот согласиться ждать в сизо до понедельника, ведь люди собрались с требованиями его немедленного освобождения и он не может их подвести.

Присутствующие в зале говорят, что сегодня рабочая суббота и судьи вполне могут провести заседание.

Тем временем, на проезжей части Крещатика вырастает большая палатка. Возле нее увеличивается число автомобильных шин. У палатки стоит столик, на котором записывают волонтеров, желающих принимать участие в акции протеста.

Адвокат Андрей Мамалыга проводит во дворе суда импровизированную пресс-конференцию. Он рассказывает журналистам, какие его аргументы проигнорировала судья. В частности, в процессе опознания по фотографии было представлено четыре фото и лишь на одному из них человек в камуфляже – Лихолит.

– Люди должны быть приблизительно одинакового возраста и ничем не выделяться, – говорит Мамалыга, – а если там один в военной форме, то сразу ясно, что это мой подзащитный. Это является нарушением процедуры. Кроме того, во время опознания не было понятых, что тоже противоречит закону.

Он отмечает, что уголовное производство открыто после заявления городского головы Северодонецка Валентина Казакова, который, по словам Мамалыги, способствовал проведению сепаратистского референдума.

Правозащитник из Северодонецка Алексей Светиков по телефону говорит, что Казаков продолжал работать во время власти так называемой ЛНР, но никогда не был замечен в пособничестве сепаратистам. «Его действительно похитили айдаровцы и отвезли в яму, – утверждает Светиков, – Причастен ли к этому Лихолит – надо разбираться».

После пресс-конференции Мамалыга идет к своему подзащитному.

– Чем связаны дела Радченко (Рубежа) и Лихолита?

– Это Генеральная прокуратура их связала, – отвечает адвокат.

Автор этих строк летом 2014 г. на базе «Айдара» в Половинкино общался с Игорем Радченко. Бывший адвокат он командовал автономной группой бойцов. Среди них был грузин из Харькова, шахтер с судимостью, объяснявший, что из-за судимости его не хотели брать в вооруженные силы, а он стремился родину защищать и пришел в «Айдар».

Радченко допрашивал пленных. Предоставил мне возможность взять интервью у одного из них. Сегодня некоторые бывшие айдаровцы обвиняют Радченко в разбое.

– У нас не было профессиональных офицеров, – говорит Валентин Лихолит. – Поэтому мы назначали сообразительных. Так Радченко стал руководителем контрразведки.

Он отрицает свою связь с приписываемыми Радченко преступлениями.

Ближе к вечеру стало известно, что апелляционный суд будет общаться с Лихолитом через скайп. Лихолит и адвокат переходят в зал на третьем этаже. Там появляется жена Бати Лариса. Она говорит, что приехала поддержать мужа.

Поздно вечером к началу суда в зал прибывает генеральный прокурор Юрий Луценко. После его прибытия начинается заседание.

Адвокат Андрей Мамалыга требует изменить меру пресечения на личное обязательство Лихолита. Представитель военной прокуратуры не возражает. Но судья выносит решение – освободить под поручительство народных депутатов.

Бате жмут руку едва ли не все присутствующие. Звучит «Слава Украине!». Лозунг подхватывают стоящие за окном. Батя устало улыбается и явно чувствует себя победителем.

После суда палатка на Крещатике остается стоять как напоминание о возможных народных протестах. Впрочем, до утра ее скорее всего снесут.

 

Aidar1 Aidar2

Валентин Лихолит отказывается переносить дело на понедельник

Aidar3

Aidar4

Группа поддержки

Aidar5

Адвокат Андрей Мамалыга на пресс-конференции

Aidar6

Шины на случай упрямства судей и прокуроров

Aidar7

Батю приехала поддержать жена Лариса

Aidar8

«Айдар» всегда с собой

Все статьи