Почему не состоялся допрос Януковича

26 ноября 2016, 8:28
no image

Святошинский райсуд Киева перенес допрос экс-президента Виктора Януковича, в котором он должен выступать в качестве свидетеля, на 28 ноября. Причина — на заседание не смогли доставить главных подозреваемых в деле о беспорядках в Киеве в феврале 2014 г. — бывших сотрудников спецподразделения «Беркут». Однако экс-президент все равно озвучил заготовленные тезисы, чем, возможно, облегчил прокуратуре дальнейшую работу.

Допрос беглого экс-президента Виктора Януковича, который накануне прибыл в Ростовский областной суд (Россия), чтобы дать показания по делу пятерых бывших сотрудников спецподразделения «Беркут» Александра Маринченка, Сергея Тамтура, Олега Янишевского, Павла Аброськина и Сергея Зинченко относительно расстрелов на Майдане в режиме онлайн конференции, так и не состоялся. Суд принял решение перенести заседание на понедельник.

Утро вчерашнего дня с самого начала не сулило ничего хорошего. В ночь с 24 на 25 ноября появилась информация о том, что допрос Виктора Януковича может быть сорван из-за возгорания в подземном коллекторе Киева, как раз в 700 метрах от места, где должна была состояться видеоконференция при участии топ-свидетеля в бегах. Пожар длился около пяти часов. Спасатели долгое время не приступали к тушению пламени, дожидаясь письменного разрешения из Киевэнерго. В результате происшествия часть близлежащих домов оказалась без света. Однако не это стало причиной того, что заседание в результате было перенесено на понедельник.

Свою лепту внесли активисты Правого сектора, а также малоизвестного объединения «Свободные люди», которые заблокировали выезд подозреваемых «экс-беркутовцев» из Лукьяновского СИЗО. Министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что МВД не будет вступать в силовой конфликт с протестующими и правоохранительные органы обеспечат доставку подсудимых в суд, «как только будет техническая возможность». «При этом нам не будут навязывать участие в провокации, разыгрываемой беглым экс-президентом под диктовку страны-агрессора», — написал он в Facebook. Адвокаты подозреваемых предложили вывести своих подопечных на связь из СИЗО, но в суде приняли решение согласовать новую дату допроса.

Виктор Янукович, тем не менее, настаивал на обратном. «Я просил бы вас, Ваша честь, при любой возможности сегодня провести заседание. Это очень важно. Мы сделали все, что необходимо вместе с моими помощниками, с помощью Ростовского суда, чтобы была качественная связь. Нас предупреждали, что готовятся провокации, поэтому суд должен учесть, что это также нарушение закона», — сказал он. А также добавил, что «те, кто нарушает эти законы и препятствует заседанию суда, должны быть наказаны». В то же время он был вынужден согласиться с решением украинского суда, и сообщил о готовности явиться 28 ноября, так как сам заинтересован, «чтобы была установлена истина».

Выйдя из зала суда, экс-президент сделал соответствующее заявление. «Я возмущен тем, что произошло. Здесь вопрос один — кому это выгодно? Сегодня мы узнали о том, что «Правый сектор» и радикалы вновь работают за пределами украинских законов, и власти это одобряют. Только что прозвучало заявление Авакова о том, что «мы не дадим Януковичу информационную площадку». Это что значит, что министр внутренних дел не исполняет решение суда? Суд принял решение допросить меня как свидетеля, и конечно, страх от того, что будут раскрыты преступления Майдана, сегодня есть», — сказал он. Позже он дал пресс-конференцию по данному поводу.

Тот факт, что в суд так и не были направлены подзащитные, адвокат Стефан Решко назвал спланированной акцией. А также отметил, что за это предусмотрена криминальная ответственность. «Их («екс-беркутовцев» — Авт.) даже не готовили к отправке на заседание суда. СИЗО было блокировано, но вместе с тем другие «автозаки» выезжали. Наших подзащитных даже не «поднимали». Есть такое профессиональное слово. Это означает, что их даже не готовили для доставки на сегодняшнее заседание», — сказал он.

В том, что срыв допроса бывшего президента Виктора Януковича был умышленно спланирован, не сомневается и адвокат Александр Горошинский. «У меня есть четкое понимание, что срыв судебного заседания должен был быть именно сегодня. Возможно, прокуратура или власть хотели посмотреть, появится ли лицо на допрос. Поэтому у меня есть догадки, что это действия умышленные и спланированные. Однако я очень надеюсь, что мы сможем допросить его в понедельник и сделать соответствующие процессуальные выводы», — сказал он.

Возбудить криминальное дело против тех, кто препятствовал выезду подсудимых, требовал и адвокат Виктора Януковича Виталий Сердюк. «Мы по результатам сегодняшнего заседания увидели прямые факты препятствования правосудию в Украине… Не было принято со стороны полиции никаких необходимых юридических действий, направленных на обеспечение доставки подсудимых в суд», – сказал он. «В данной ситуации я усматриваю в действиях полиции состав преступления, предусмотренного статьей 367 Уголовного кодекса — служебная халатность. Также усматриваю состав преступления в действиях лиц, которые блокировали доставку экс-сотрудников «Беркута», — статья 374 Уголовного кодекса Украины, а именно нарушение права человека на защиту», — сказал адвокат. Сердюк обратился к генпрокурору с требованием немедленного внести эту информацию в Единый реестр досудебных расследований, открыть уголовные производства по этим двум фактам и обеспечить немедленное расследование.

Тем временем прокуроры объясняют, что в деле по расстрелу участников акции на Майдане Виктор Янукович имеет двойной статус: свидетеля и подозреваемого. Дело «экс-беркутовцев» выделили в отдельное уголовное производство, поэтому сейчас беглого президента допрашивают только как свидетеля. «Конкретный эпизод, если мы говорим об убийстве 20 февраля. Мы направляли в суд именно этих людей, поскольку они были задержаны. Мы обязаны обеспечить быстрое привлечение к ответственности. Януковича мы не могли привлечь вместе с этими людьми, поскольку он скрывается от следствия», — пояснил прокурор Алексей Донской.

Секретарь СНБО Александр Турчинов уверен, что Виктор Янукович должен быть допрошен как главный обвиняемый. «Этот допрос инициировала защита бойцов «Беркута», которых обвиняют в расстреле активистов Майдана. Россияне, давшие разрешение на этот допрос, просто хотят сделать шоу, в котором «свидетель» Янукович будет защищать «беркутовцев» и поливать грязью Майдан», — сказал он. Турчинов убежден, что Виктора Януковича надо допрашивать не как свидетеля, а как главного обвиняемого, «и для этого есть все основания, начиная от масштабной коррупции и заканчивая его личной ответственностью за расстрел «Небесной сотни».

С ним солидарен и бывший первый замгенпрокурора Николай Голомша. «Прокуроры, которые были в суде, должны были протестовать против такого допроса (Януковича — Авт.) в качестве свидетеля и настаивать, что он должен быть допрошен как подозреваемый по основному делу. Не может быть человек допрошен, поскольку потом его показания будут критически оценены по основному делу. С точки зрения тактики следствия, он должен быть допрошен по основному делу, а потом уже эти показания должны быть зачитаны в суде по требованию, скажем, позиций защиты «экс-беркутовцев». Или он бы мог быть допрошен уже в этом деле, если бы суд определил, в какой роли. А так это один предмет», — отметил он.

Экс-заместитель генпрокурора Виталий Касько считает, что допрос Виктора Януковича в украинском суде в качестве свидетеля не выгоден Генпрокуратуре. «Когда этот вопрос поднимался в этом процессе, то задание стороны обвинения — обосновать отсутствие необходимости в таком допросе. Поскольку, судя по всему, такие аргументы либо не были предоставлены, либо они были недостаточно существенными, к сожалению, суд принял решение относительно проведения такого допроса с юридической точки зрения. Теперь задание стороны обвинения — очень грамотно провести этот допрос так, чтоб минимизировать риски для стороны обвинения и для перспективы дела против самого Януковича», — сказал он.

В свою очередь, советник главы МВД Зорян Шкиряк убежден, что РФ использует допрос Виктора Януковича в собственных целях, и без установки с Кремля он вообще мог не состояться. «Лично я считаю это абсолютной профанацией. Янукович, видимо, сегодня всю ночь сидел и изучал те инструкции, которые ему написали в Лубянке, ибо без прямого приказа Путина он бы на это не согласился», — сказал он.

С ним солидарен и глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. «Он хочет сделать из этого пиар-презентацию. Я думаю, что его адвокаты такую стратегию как раз и продвигают. А прокуратура хочет закрытого допроса без публичного разглашения. Чем закончится, я даже не берусь судить, потому что, судя по всему, эта борьба идет даже на уровне киевских судов. С учетом того, какие у нас суды, и как они реагируют на специфические стимулы, похоже, что команда Януковича, судя по решению по его сыну (конфликт с Геращенко), они научились работать с киевскими судами. Вопрос — чем ответит прокуратура, ну и власть в целом», — отметил эксперт. Он также считает, что никакого публичного допроса не должно быть, иначе это теряет юридический смысл.

По словам политолога Тараса Березовеца, желание кремлевских кураторов экс-президента Виктора Януковича любой ценой вытолкнуть его в публичную плоскость вполне объяснимо. «Не добившись сколько-нибудь видимого успеха с организацией акций уличного протеста накануне саммита Украина-ЕС, что должно было продемонстрировать европейской стороне уязвимость украинской власти, Москва в любом случае толкает Януковича сделать «сенсационные» признания как можно скорее. Но сегодня кремлевские кураторы переиграли сами себя», — написал он на своей странице в Facebook. Так, пока «Правый сектор» заблокировал СИЗО и помешал доставить на допрос задержанных «экс-беркутовцев», Москва все же вытолкнула Януковича озвучить написанные для него тезисы на пресс-конференцию.

По его мнению, это огромная ошибка русских с далеко идущими последствиями. «Ценность заявлений, сделанных в судебном процессе под протокол, и просто озвученных на пресс-конференции, неизмеримо разная. Во втором случае эффект будет в разы меньшим и, что куда более важно, даст возможность ГПУ, уже обладая темником, написанным для Януковича, подойти к следующему судебному заседанию во всеоружии», — добавил эксперт.

А вот депутат Вадим Рабинович, наоборот, считает, что Виктор Янукович «представляет огромную опасность для целого ряда людей, находящихся у власти», поэтому и была предпринята попытка срыва его допроса. «Он снова начнет рассказывать, кто ему помог сбежать, как ему потом помогли вывести средства, как он смог перевести потом все свои банковские счета. Вот если он все это начнет рассказывать, у нас будет политическое землетрясение. Для меня время правления Януковича не сильно отличается по радости от нынешнего. Мы явно видим, что этого процесса не хотят», — заявил он.

В Украине экс-президента Виктора Януковича подозревают в создании преступной организации, что привела к смерти людей, узурпации власти, незаконных растратах бюджетных денег и краже госимущества. Однако допросить его в качестве подозреваемого в формате видеоконференции нельзя, так как Уголовно-процессуальный кодекс такой возможности не предусматривает.

Генпрокурор Юрий Луценко неоднократно приглашал российского подданного в Украину, чтобы тот дал показания «вживую». Но поскольку такой вариант представляется почти нереальным, главная надежда — на заочное осуждение, которое позволит конфисковать его имущество и активы. В этом случае Януковича во время заседаний могут представлять его адвокаты, он также может принимать в них участие с помощью видеоконференций. После того как ему будет вынесен обвинительный приговор, экс-президент будет пожизненно разыскиваться Интерполом.

Украинское руководство рассматривает и другой вариант — добиться осуждения Виктора Януковича в Международном уголовном суде (МУС) в Гааге. В частности, Луценко на этой неделе уже побывал в данной инстанции. В то же время эта тема вызвала бурную дискуссию среди многих политиков. Некоторые считают, что Украина может осудить Януковича и без Гаагского трибунала, другие — пинают на несовершенство законодательства о заочном осуждении, что может помешать Гааге взять дело в разработку. «Готовы ли мы предъявлять не подозрение, а обвинения Януковичу дома, в Украине, без МУС? Ответ утвердительный: «Да, мы готовы». Нам осталось сделать один общий шаг с украинским парламентом — принять специальную статью Уголовно-процессуального кодекса об особенностях заочного расследования организованных преступных группировок», — резюмировал генпрокурор.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи