Увольнять судей именем Майдана — это окончательно уничтожить ощущение миллионов украинцев, что в Украине можно добиться справедливости и что эта справедливость у нас вообще существует. Такие увольнения, которые вскоре могут стать реальным фактом, просто констатируют, что в нашей стране действует лишь животное право сильного. И всё в Украине, в том числе суды и судьи, пасуют перед этим правом и полностью ему подчиняются. Это не только не создаст цивилизованные правила игры в нашем обществе — это ещё больше ускорит его распад.
На этой неделе члены Высшего совета юстиции (ВСЮ) дали ход делам судей, выносившим решения против активистов Майдана (аресты, лишение водительских прав и т.д.) и против проведения самого Майдана (запреты на проведение собраний и т. д.). Так, 22 сентября дисциплинарная секция ВСЮ рекомендовала уволить пятерых судей за нарушение присяги. А 22-23 сентября эта же секция ВСЮ рекомендовала открыть дисциплинарные дела против целого ряда других судей.
Вчера на заседании ВСЮ было принято решение открыть дисциплинарные дела касательно 11 судей, из которых 10 — судьи столичных судов. Рассмотрение дел судей, которым грозит увольнение за нарушение присяги, состоится на заседании ВСЮ 1 октября.
Напомним, что на этой неделе члены ВСЮ впервые стали рассматривать выводы Временной следственной комиссии (ВСК) по проверке судей судов общей юрисдикции, созданной на гребне революционных настроений весной 2014 г. Ключевой фокус внимания этой ВСК сконцентрирован как раз на судьях, принимавших решения против Майдана и его участников в период с ноября 2013 г. по апрель 2014 г.
Сама же ВСК была создана законом о восстановлении доверия к судебной ветви власти в Украине, принятом парламентом 8 апреля 2014 г. Правда, по своей сути данный документ — не закон, а скорее целый революционный декрет. Достаточно просто взглянуть на его переходные положения, где одним махом были уволены главы и замглавы всех судов страны, в том числе апелляционных и высших, а также лишены полномочий члены ВСЮ и Высшей квалифкомиссии судей.
Как стало известно «i», сейчас ВСЮ прилагает все усилия, чтобы увольнения упомянутых выше судей не выглядели как расправа революционного Майдана. В частности, к этим судьям не применяется никаких особых процедур — их дела идут в рамках обычного режима работы ВСЮ. Возможно, юридически всё и будет выглядеть красиво, но фактически эти увольнения всё равно будут неотрывно связаны с Майданом и будут восприниматься как осуществлённые именем Майдана.
Майдан — это важное, масштабное и знаковое событие в истории Украины. Но при этом Майдан неоднозначен и противоречив. Самое важное состоит в том, что события на Майдане не утвердили в нашем обществе духовно-нравственные ценности, благодаря которым можно было бы справиться с ненавистью и неприязнью среди самых разных групп украинцев и тем самым консолидировать общество. Какой силы эта ненависть, можно наблюдать по событиям на Востоке страны. Сейчас мы ненавидим Россию, и это сдерживает полномасштабный распад Украины, поскольку ненависть направлена наружу, а не вовнутрь. Но когда надоест ненавидеть Россию, наша ненависть никуда не денется — она только усилится и обратится вовнутрь нашего общества. Это уже будет полный развал.
Майдан стал естественным всплеском недовольства против прежней власти, которая, создавалось впечатление, украинцев и за людей-то уже особо не считала. И уж тем более никогда не действовала в интересах всего украинского общества — лишь в интересах своих личных денег и влияния. Майдан был эмоциональным взрывом — людям просто надоело, что их неприкрыто считают быдлом. Но вышедшие на Майдан не знали, как организовать жизнь в Украине на других основах, — и сегодня это уже очевидно.
Ещё более очевидно это станет тогда, когда провалятся все затеи с проевропейскими реформами. Сейчас многие ещё живут иллюзией, что, если принять законы по западному образцу, всё у нас сразу наладится. Это маловероятно. Наше общество не регулируется законами, что успешно доказано всеми годами независимости Украины. У нас совершенно отличный от Запада менталитет: мы всегда будем готовы наплевать на законы, если они не вписываются в наше внутреннее понимание справедливости или в наши личные интересы. И уж тем более никаким законом нам нельзя запретить ненавидеть.
Именно поэтому остановить распад нашего общества и консолидировать его можно только на духовно-нравственной основе — понятной и принимаемой всеми. Если мы сможем жить не ради себя, а ради всего общества и при этом идти к ясным целям для всего общества в будущем, только тогда можно будет справиться с ненавистью и неприязнью, которые рано или поздно грозят разорвать страну и общество на кусочки.
Майдан не задал украинскому обществу духовно-нравственные ценности — сегодня это очевидно и наблюдаемо по масштабу ненависти, царящем в сердцах очень многих украинцев. Жертвой этой ненависти становятся и упомянутые выше судьи, увольнение которых было запущено именно желанием показать силу Майдана и наказать врагов Майдана. Так можно только плодить обиды, ненависть, агрессию, желание мести, но уж никак не устранять их.
Мы любим разделять — мол, есть хорошие украинцы и плохие украинцы. И если хорошие украинцы подчинят своей воле или попросту уничтожат плохих украинцев, то сразу всё станет на свои места. Это то же самое, что правая рука будет настаивать на отсечении левой руки — мол, тогда всё тело заживёт хорошо и счастливо. В том-то и дело, что не заживёт.
Упомянутые выше судьи — тоже мы. Прежняя власть и её представители — это тоже мы. И люди на Востоке Украины — это тоже мы. Если с судьями в стране что-то не в порядке, то проблему должен каждый искать внутри себя. И наказывать человека нужно так, чтобы у всех осталось ощущение справедливости этого решения и удовлетворённости от него, в том числе — у самого наказуемого.
А теперь можно попробовать поставить себя на место опальных судей. Ну и как, получается ощутить себя уволенным за нарушение судейской присяги справедливо, а не в порядке мести новой революционной власти? То-то и оно.