В Вашингтоне прошли весенние совещания Международного Валютного Фонда и Всемирного банка
«На этой встреча было констатировано завершение кризиса в Европе», — заявил Анхел Убиде (Ángel Ubide), известный экономист, пристально следящий за развитием мировой экономики. Встреча, о которой идет речь, проводится в Вашингтоне ежегодно. Министры экономики и управляющие центральными банками всех стран мира съезжаются на весенние совещания Международного Валютного Фонда и Всемирного банка. Этот форум выявляет видение банкирами экономической ситуации на планете.
На последней встрече было сделано несколько неожиданных заявлений. Первым сюрпризом стала информация о выходе Европы из кризиса. Согласно общему прогнозу, экономика еврозоны вырастет в этом году на 2%, благодаря стимулирующему экспорт снижению курса евро, массивным вливаниям ликвидности со стороны Европейского центрального банка и падению цен на нефть. Но самое главное заключается в том, что инвесторы, банкиры и предприниматели избавились от страха перед возможным экономическим коллапсом еврозоны.
По результатам исследования, проведенного консалтинговой компанией A. T. Kearney, из 25 самых популярных направлений для инвестиций в мире 15 приходится на европейские страны. Такая радужная перспектива контрастирует с двумя реальностями. Во-первых, многие европейцы не ощущают вышеупомянутого выхода из кризиса. Из-за высокого уровня безработицы, достигающего 11%, в среднем, по Европе, и сокращений бюджета многие не верят в то, что экономика начала потихоньку восстанавливаться.
Второй проблемой является Греция. Ситуация в этой стране не внушает оптимизма. Но даже если греческий кризис будет болезненным и скажется на Европе, мало кто верит, что упадок Греции и ее гипотетический выход из зоны евро может привести в провалу европейского проекта.
Европа — не единственный регион, в отношении которого появились хорошие новости. Ожидается рост ВВП США на 3%, Индии — на 7,5%, и в Японии в этом году должна прекратиться стагнация. Несмотря на гуманитарную катастрофу, вооруженные конфликты и политическую нестабильность, в 2015 году темпы экономического роста в странах Африки к югу от Сахары также могут быть выше среднего показателя по миру.
Рост китайской экономики, наоборот, замедлится. В 2014 году в этой стране наблюдались наиболее низкие темпы роста за последние 24 года. Прошлый квартал был самым худшим за последние шесть лет. Поднебесная переживает сложный переход от модели экономического роста, основанной на экспорте, легком доступе к кредитам и большом объеме денежной массы, к новой модели, в которой ставка делается на привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка.
Среди стран с быстро развивающейся экономикой вызывает беспокойство ситуация не только в Китае. Этот год будет очень плохим и для России. Падение цен на нефть, международные санкции и массовый отток капитала, вызванный недоверием к президенту страны Владимиру Путину и его окружению, негативно сказались на экономике страны.
Бразилия также перестала подавать надежды. Наследство, оставленное бывшим президентом страны Лулой да Сильва (Lula da Silva), — большой государственный долг, высокий уровень потребления, коррупция и плохой инвестиционный климат — вместе с разрушительной экономической политикой, проводимой Дилмой Руссефф (Dilma Rousseff) в течение первого срока президентства, привели к неизбежному результату: болезненному урегулированию экономической ситуации, которое, ложится наиболее тяжким бременем на самые бедные слои населения.
На Латинской Америке в целом скажется падение цен на экспортируемое ею сырье, а страны, уже ослабленные политическими проблемами (Венесуэла, Аргентина, Бразилия), пострадают больше других.
Одним из сюрпризов стало влияние коррупции на макроэкономику и на мир, в целом. Сама по себе коррупция — не новое явление, но ее масштабы, результаты и глобальные последствия (от Китая до Чили) достигли невероятного уровня.
В Китае борьба с коррупцией является одной из приоритетных тем, наравне с замедлением роста экономики. Президент страны Си Цзиньпин (Xi Jinping) провел целую серию «чисток» среди чиновников, политиков и предпринимателей. Уже более 80 тысяч человек отбывают наказание, и около 100 тысяч стали фигурантами антикоррупционых расследований. В Бразилии разгорелся громкий коррупционный скандал вокруг правительства. Аэсио Невес (Aécio Neves), главный оппонент Дилмы Руссефф на последних президентских выборах, осмелился заявить, что своей победой она обязана организованной преступности, и что Партия трудящихся, выставившая ее кандидатуру, занималась отмыванием денег.
В России, Аргентине и Венесуэле местные олигархи сколотили огромные состояния благодаря постоянной и вызывающей подозрение поддержке со стороны органов власти. Недавно даже в Чили — стране, где уровень коррупции никогда не был высоким, по сравнению с другими государствами региона, — развернулась серия скандалов с участием лидеров оппозиции и президента страны Мишель Бачелет (Michelle Bachelet). Да, коррупция — не новое явление в нашей жизни, но когда она начинает оказывать влияние на макроэкономику, это означает, что ее уровень достиг таких высот, которые удивляют даже банкиров.