Колонка редактора
Газовая война открыла для общественности одну истину.
Оказывается, предприятия, отвечающие за тепло в наших домах, без газа могут вполне обойтись. Как крупные киевские теплоэлектроцентрали, так и все объекты теплокоммунэнерго могут легко переориентироваться с газа на уголь или мазут.
То есть стереотипные представления об угрозе холодной смерти в случае перекрытия вентиля на газовой трубе не отвечают действительности. А стало быть, замерзание в собственных домах украинским гражданам не грозит. Собственно, энергетики знали об этой истине и раньше. Просто закупать мазут вместо газа долгое время было экономически невыгодно. Однако ситуация изменилась вследствие поэтапного повышения цены импортного газа для Украины, а также общемирового падения расценок на нефть и нефтепродукты в 2008 г.
Как утверждают эксперты, уже в декабре прошлого года сжигать мазут, имеющий коэффициент теплотворной способности к газу 1,19, было бы выгодно. В нынешнем январе мазут предлагают по цене от 2 до 2,7 тыс. грн. за 1 т, и фактор экономической целесообразности его использования будет зависеть, конечно, от новой цены российского газа. При ее размере в $450 за 1 тыс. куб. м украинские генерирующие компании и предприятия теплокоммунэнерго позволят себе абсолютную стерильность от импортных газовых поставок. Тем более, что источники поставок мазута, в отличие от газа, диверсифицированы. Это могут быть и украинские НПЗ, и белорусские, и казахстанские, и те же российские.
И наоборот, в случае установления Россией разумной и рыночно обоснованной цены голубого топлива мазут и газ, как взаимозаменяемые товары, вступят в нормальную конкуренцию между собой за право сжигаться в украинских котлах. Таким образом, отечественные ТЭСы, ТЭЦы и котельные смогут диверсифицировать поставки топлива как по виду энергоносителя, так и по источникам. Конечно, и с мазутом дела обстоят не так уж просто. Его собственных запасов в резервуарах ТЭЦ нет, да и средств на покупку этого вида топлива очень часто тоже — получаемых от населения денег за обогрев домов недостаточно, а региональные власти компенсировать разницу между тарифами на тепло и его реальной себестоимостью не спешат. Однако тут уж, как говорится, проблема проблеме рознь. Основной позитив в том, что топливными ресурсами население и коммунальная сфера страны на самом деле полностью обеспечены. На совести власти этот потенциал не загубить. Разумная топливная диверсификация в сфере теплокоммунэнерго позволит Украине существенно снизить свою зависимость от восточного газового монополиста, а украинцам — забыть о полутеплых батареях в квартирах. В этом случае будущие газовые войны для наших граждан, если они и будут, останутся только в виртуальной телеэкранной плоскости и уйдут из «реала» навсегда.
Примером решения энергетических проблем могут служить многие страны ЕС. Ведь трудно даже представить, как далеко зашла бы страна в области энергосбережения, если бы все правительственные делегации, которые много лет ездили в Москву в поисках снисхождения, отправлялись бы в другом направлении. А именно — изучать и перенимать опыт в области рационального использования энергии.