Популярность Одесского припортового завода растет
Популярность Одесского припортового завода растет
Информацией по продаже объекта, говорят в Фонде госимущества, интересуются уже пять компаний. В то же время аналитики инвестиционных компаний уверяют: желание правительства получить за ОПЗ $1 млрд. скорее заоблачное, нежели близкое к реальности.
Опрошенные «i» инвестиционные компании практически солидарны во мнении о том, что завод сейчас стоит не более $300 тыс., учитывая его финансовую ситуацию. Напомним, на днях ОПЗ заявил о том, что в первом полугодии убытки предприятия составили более 38 млн. грн. Это идет вразрез с тем, чего ожидает правительство Юлии Тимошенко. «Капитализация завода, по нашим расчетам, составляет не более $300 млн. с учетом премий за контроль над предприятием и доступ к аммиакопроводу»,— сказала «i» Тамара Левченко, старший аналитик ИК Dragon Capital. Она сомневается в том, что государство выручит за объект желаемую сумму ($1 млрд.), поскольку этот бизнес сейчас в упадке. «Цена газа на предприятиях составляет не менее $260 за 1 тыс. куб. м, в то время как стоимость аммиака на мировых рынках ныне не превышает $225 за тонну. Это может негативно сказаться на ожиданиях ФГИ относительно выручки за ОПЗ»,— считает госпожа Левченко. Со своей коллегой согласен и аналитик российской ИК «Тройка Диалог Украина» Петер Келлер. «Думаю, что конечная стоимость завода вряд ли превысит стартовую цену, т.е. $525 млн.»,— сказал он «i». «Если государство назначило стартовую цену в 4 млрд. грн., это говорит о том, что, по крайней мере, один потенциальный покупатель согласен приобрести завод по такой цене»,— считает аналитик одного из консалтинговых агентств.
Желание ФГИ выручить $1 млрд. за такой объект вполне понятно. Ведь в госбюджете, по некоторым данным, образовалась дыра в размере не менее $4 млрд. Еще год назад, когда «удобренческий» бизнес был на подъеме, находились оптимисты, которые прогнозировали продажу завода на уровне $2 млрд. Нет дыма без огня. Добавить жару в нынешний конкурс могут как раз наименее вероятные покупатели объекта по соображениям платежеспособности — украинские бизнесмены. Напомним, что принимать участие в прошлогодних торгах собирались структуры предпринимателей Игоря Коломойского (ООО «Нортима») и Александра Ярославского (ОАО «Азот», Черкассы), а также малоизвестное предприятие «Эко-Азот», подконтрольное российскому бизнесмену Алексею Федорычеву. Его бизнес прочно укоренился в Украине и имеет самое непосредственное отношение к перевалке ОПЗ. Господину Федорычеву, осмелимся предположить, ОПЗ интересен своими перевалочными мощностями, с которыми бизнесмен конкурирует через арендованные причалы в порту «Южном». Ведь порт «Южный» является украинской меккой по отгрузке удобрений отечественного и российского происхождения. А соблазн контролировать такие потоки чересчур велик, поскольку перевалка, согласно условиям конкурса, остается в руках у того, кто купит ОПЗ. Из указанных претендентов пока заявил о намерении участвовать в торгах лишь господин Ярославский. Он же затруднился сообщить «i», идет ли речь о кооперации с кем-либо из претендентов. «Об этом скажу позже»,— сообщил он.
На рынке ходят упорные слухи о том, что ОПЗ купят «либо русские, либо Коломойский». Присутствие в числе покупателей господина Коломойского, считают аналитики, обещает непредсказуемые результаты торгов. «Не исключено, что купит завод именно он, учитывая лояльность нынешнего премьера к представителям бизнеса Коломойского»,— сказали в одной из консалтинговых компаний. Здравый же смысл подсказывает, что лучше всего ОПЗ будет «чувствовать» себя в российских руках — компаниях, которые аффилированы с «Газпромом» — поставщиком сырья. В этом случае на ум приходит перечень из двух компаний — «Сибур Холдинга» и бурно развивающейся ОАО МХК «Еврохим», которые хотели купить ОПЗ в 2008 г. Первая начала аккумулировать химические активы в 2007 г., вторая уже проникла на украинский рынок и оттачивает здесь логистический и трейдерский бизнес. Если «Сибур» как покупатель оправдан в качестве поставщика газа (является дочерней компанией «Газпрома»), то «Еврохим» мог бы поставлять на ОПЗ аммиак. Этот продукт сейчас приносит прибыль российским химическим компаниям, но мало востребован на рынке до проявления интереса к нему со стороны США как покупателя.
Естественно, чем больше компаний будут участвовать в торгах, тем большую цену они «раскрутят» самим фактом присутствия. Кстати, в прошлом году господин Коломойский заявлял СМИ именно о намерении подлить жару в конкурс и «перейти дорогу российским компаниям-участницам». Поэтому не исключено, что на этот раз совладелец группы «Приват» поучаствует в торгах
затем, чтобы впоследствии перепродать ОПЗ, если выиграет конкурс. Химией как бизнесом он вряд ли заинтересуется по двум причинам. Первая: он уже предпринимал попытку продать подконтрольный «Днепразот» в 2006 г. Вторая: обеспечение ОПЗ газом подконтрольной ему «Укрнефти» само по себе лишено смысла, поскольку в этом случае придется оттягивать прибыль этой компании на нужды предприятия, в то время как газ сам по себе является высоколиквидным товаром. Западные компании имеют шансы выиграть конкурс, но им придется решать вопрос с поставками газа опять-таки с российским соседом, что весьма затруднительно. Именно поэтому очень велика вероятность того, что ОПЗ все-таки попадет в сферу влияния российских компаний.
Одесский припортовый завод закончил 2008 год с чистой прибылью в размере 800 млн. грн. 100% акций предприятия находятся в госсобственности. Попытки продать объект государство предпринимает с 2005 г.