Arcelor нацелился на 20-25% рынка Восточной Европы.
А украинские торговцы — на заработки от переработки европейского металла
На прошлой неделе Украинская ассоциация металлотрейдеров провела в Берлине первые переговоры с руководством транснациональной сталелитейной компании Arcelor. Она активно интересуется рынком Восточной Европы и планирует занять на нем долю в 25%, хотя и не намерена делать это любой ценой.
В ходе переговоров управляющий директор Arcelor по поставкам плоского проката в страны Восточной Европы Жан-Поль Шулер назвал этот регион стремительно развивающимся и привлекательным. «Если в Западной Европе наша доля рынка плоского проката составляет порядка 35%, то в странах Восточной Европы — всего 5%,— с ходу сообщил топ-менеджер. — «Конечно, занять аналогичную треть рынка в развивающихся странах Восточной Европы будет непросто, но мы рассчитываем хотя бы на 20-25%».
В абсолютных цифрах эти планы выглядят следующим образом: если в 2002 г. поставки плоского проката в регион не превышали 0,5 млн. т, то по итогам 2005 г. ожидается, что отгрузки составят чуть более 1 млн. т. К 2008 г. Arcelor планирует сбывать в этих государствах не менее 2 млн. т плоского проката в год (для сравнения, экспорт плоского проката украинского производства составляет 6,7 млн. т.— Авт.). Статистика по поставкам металлопродукции в Украину в компании пока не разглашается (видимо, если продажи и есть, то в очень незначительных объемах.— Авт.). Тем не менее в начале следующего года в Киеве откроется небольшое представительство Arcelor.
Украинские торговцы сразу же заговорили об условиях, на которых они могли бы импортировать продукцию Arcelor. То есть о возможных скидках или об отсрочках платежа. Как подчеркнул директор ООО «СавВАТС» Валерий Савченко, компании Arcelor будет непросто войти в рынок, который ориентируется прежде всего на цену металлопродукции. В ответ Жан-Пол Шулер заметил, что в Европе Arcelor предоставляет отсрочку платежа в 60-90 дней, хотя в отдельных случаях можно говорить и о 120-150 днях. Покупающие по предоплате продукцию украинских метпредприятий металлотрейдеры, услышав это, заметно оживились. Но все равно продолжили расспрашивать еще и о скидках.
В итоге несколько смущенный напором наших металлоторговцев г-н Шулер заявил, что ценовые условия — это предмет конкретных переговоров. И вообще, «компания не ставит цель — завоевать рынок любой ценой…».
Однако специалисты утверждают, что на самом деле европейской меткомпании действительно стратегически важно занять плацдарм в Восточной Европе к тому моменту, когда азиатские производители, жестко конкурируя по цене, начнут выталкивать ее продукцию с ее же традиционных рынков — Западной, Центральной Европы и др.
Кстати, в неформальных беседах отечественные трейдеры высказывали сомнения, что в Украине найдется много места для дорогой (хотя зачастую и более качественной.— Ред.) импортной металлопродукции. На нее просто нет достаточного и платежеспособного спроса. Кроме того, украинские крупные потребители металла обычно самостоятельно заключают договора о поставках непосредственно с производителями.
Зато по мнению президента Украинской ассоциации металлоторговцев Андрея Федосеева, переход отечественных трейдеров на более «плотную» работу с иностранным прокатом возможен после вступления Украины в ВТО. «Когда барьеры будут сняты, а рынки выровняются, украинские компании могли бы стать перерабатывающей базой для европейских металлопотребляющих отраслей»,— объясняет г-н Федосеев. Намекая на более низкую стоимость услуг по порезке, погибке и прочей обработке металлопроката, которые могли бы оказывать иностранным покупателям иностранного же металла отечественные торговцы, позиционирующие себя как металлосервисные центры. «Если определенная услуга на западном сервисном металлоцентре стоит EUR200 на тонне металлопроката, то мы с удовольствием выполнили бы ее и за EUR100, и даже за 50»,— рассуждает президент ассоциации. По его мнению, если так все и произойдет, транспортная составляющая — перевозка в Украину и обратно — в общей стоимости таких услуг будет не такой уж и значительной. Хотя, считает Андрей Федосеев, в таком случае логично ожидать определенных санкций со стороны европейских органов, которые будут защищать собственную металлообрабатывающую отрасль.