Массовые проверки горно-металлургических предприятий, которыми
грозилась Юлия Тимошенко, не только имеют место быть, но и уже
оборачиваются уголовными делами
ГМК лихорадит. В конце прошлой недели стало известно о возбуждении прокурорами в Днепропетровской области сразу четырех уголовных дел по разным горным предприятиям. Дела касаются в основном злоупотребления служебным положением и уклонения от уплаты налогов. Представители предприятий рассказывают о массированных десантах ревизоров разного уровня, которые выискивают любые возможные нарушения.
Проверки внешнеэкономической деятельности метпредприятий, о которых Юлия Тимошенко предупреждала 9 апреля, на многих предприятиях начались уже 11-го числа. На такие меры премьер пошла, стремясь преломить давление металлургов, протестовавших против резкого повышения железнодорожных тарифов. Тогда Украинская ассоциация предприятий черной металлургии заявила о проведении внеочередного собрания своих более чем 60 членов. Однако в последний момент мероприятие было «перенесено на более поздний срок» (см. «ЭИ» №149). У собственников метпредприятий не получилось выступить единым фронтом, и их пресс-службы по сию пору соблюдают невиданную доселе сверхосторожность в выражениях по поводу транспортных инициатив «оранжевых». Представители некоторых меткомпаний в частных беседах откровенно отмечают, что «лучше платить такие железнодорожные тарифы, чем платить такие налоги. При действующей системе налогообложения никто никогда не сделает это полностью». Такой поворот событий был воспринят как фактическая победа г-жи Тимошенко в схватке со стальными королями, тем более что съезд металлургов не состоялся, а проверки пошли полным ходом.
В результате «перетряхивания» ВЭД-контрактов на прошлой неделе прокуратура Жовтневого района г. Кривой Рог возбудила сразу три уголовных дела, и еще одно — прокуратура г. Орджоникидзе. Одно из дел касается должностных лиц Центрального ГОКа (принадлежит компании System Capital Management) — им вменяется злоупотребление служебным положением. По сообщению пресс-службы прокуратуры Днепропетровской области, должностные лица ЦГОКа заключили с комбинатом «Азовсталь» договор на экспорт металлопродукции. Прокуроры утверждают, что в прошлом году 18 судов с грузом более чем на 244 млн. грн. после таможенного оформления границу не пересекали, хотя должны были. Как следствие, по их словам, предприятию был незаконно возмещен НДС на сумму около 49 млн. грн., «чем был нанесен ущерб государству в особо крупных размерах».
На ЦГОКе «ЭИ» сообщили, что договор с «Азовсталью» таки имел место, однако все поставки осуществлялись в рамках закона. Кроме того, добавили, что с 11 апреля на предприятии побывали все возможные проверяющие органы, и складывается впечатление, что они «ищут любую возможность придраться к законности документации».
Под прицел прокуратуры попали также входящие в сферу влияния группы «Приват» предприятия — «Сухая балка» и Орджоникидзевский ГОК. Должностных лиц первого предприятия обвиняют в уклонении от налогов путем поставок аглоруды по цене ниже себестоимости, а второго — в предоставлении недостоверных таможенных данных и неуплате в госбюджет 3,8 млн. грн. Источник, близкий к обоим предприятиям, заявил «ЭИ», что и «Сухая балка», и ОГОК «в своей работе не нарушали действующее законодательство» (было бы странно, если бы сказал, что нарушали.— Ред.).
Четвертое дело завели против топ-менеджеров Криворожского железорудного комбината. И хотя конкретные фамилии не оглашаются, упоминается швейцарская фирма Steelex S.A., в адрес которой было отгружено на 274 т больше ферромарганца, чем было задекларировано на таможне. Сам КЖРК добывает не ферромарганец, а железную руду, зато ферромарганец производит Никопольский завод ферросплавов, контролируемый корпорацией «Интерпайп». Корпорация была замечена в управлении комбинатом в прошлом году, и ее трейдером как раз и является Steelex S.A.
В сложившейся непростой ситуации, особенно когда часть депутатов попросила признать неконституционным закон о приватизации предприятий «Укррудпрома», горняки в силу своих возможностей возводят защитные «редуты». На состоявшихся или намеченных на ближайшие дни собраниях акционеров Северного, Центрального, Южного и Полтавского ГОКов выносится общий вопрос — увеличение уставного фонда (после допэмиссии «отыграть назад» процедуру приватизации сложнее.— Ред.). Однако даже если акционеры безоговорочно проголосуют за такое решение, совсем не факт, что ГКЦБФР не найдет причин отказать в регистрации дополнительных эмиссий акций.
P.S. Когда верстался номер, в редакцию поступило два пресс-релиза. Один — из пресс-службы ЦГОКа. В нем говорится, что информация, обнародованная пресс-службой прокуратуры «по поводу якобы существующего псевдоэкспорта не соответствует действительности». Заявление прокуратуры, утверждается в документе, угрожает финансовому состоянию ГОКа, поэтому тот намерен подать жалобу генпрокурору, председателюВР, министру юстиции и др. (всего перечислено семь инстанций), а также обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства, деловой репутации комбината. Второй пресс-релиз распространила пресс-служба ОАО «Азовсталь». В нем также сообщается, что информация пресс-службы прокуратуры Днепропетровской области «о незаконности некоторых сделок с участием металлургического комбината «Азовсталь» является недостоверной». Поставка металлопродукции на экспорт согласно договорам с участием «Азовстали» и ЦГОКа состоялась, утверждается в документе. Правда, металлурги в своем пресс-релизе высказываются мягче, чем горняки. В частности, предполагают, что могла иметь место ошибка: грузде мог пересечь госграницу вне пределов Донецкой области.
За заголовок отдельное спасибо А. С. Пушкину