Основатель, совладелец и глава Facebook Марк Цукерберг обещает отдать на благотворительные цели 99% своих акций социальной сети.
В связи с появлением на свет дочери основатель, совладелец и глава Facebook Марк Цукерберг обратился к новорожденной, которую назвали Макс, с письмом, которое опубликовал в своей социальной сети. В нем 31-летний мультимиллиардер заявляет о решении, которое он и его жена и мать девочки Присцилла Чан приняли в честь ее рождения – отдать в течение своих жизней 99% принадлежащих им акций Facebook, которые в настоящее время оцениваются в $45 млрд, на общественное благо.
«Цели, на которых мы сосредоточимся прежде всего — индивидуальное обучение, лечение болезней, объединение людей и построение прочных сообществ. Как и все родители, мы хотим, чтобы ты росла в мире, который будет лучше, чем тот, в котором мы живем сегодня, — пишет Цукерберг. — Мы знаем, что это небольшой вклад, если сравнивать со всем объемом ресурсов и числом талантливых людей, которые уже работают над этим. Однако мы хотим сделать все, что в наших силах, также как и многие другие».
И вот тут мировые СМИ, мгновенно растиражировавшие новость о решении основателя Facebook, все как один забыли сообщить о том, кого Цукерберг подразумевает под «людьми, которые уже работают над этим». А ведь среди них, к примеру — один из самых богатых людей планеты американский мультимиллиардер и инвестиционный гуру Уоррен Баффет, который пять лет назад пожертвовал $37 млрд в благотворительный фонд таких же как он мультимиллиардеров Билла и Мелинды Гейтс. Кроме того, Баффет и Гейтс основали в том же 2010 г. филантропическую компанию «Клятва дарения», членами которой могут стать богачи, отдавшие не менее 50% своих капиталов на благотворительность.
Конечно, Цукерберг и тут выделяется на фоне всех остальных. 99% это не 50%, да и $44 млрд с лишним — пожалуй, самая большая на сегодняшний день сумма из всех «подарков человечеству» такого рода. (Правда, тут надо учитывать, что ее размеры могут со временем как расти, так и уменьшаться в зависимости от стоимости акций Facebook). Однако тенденция, тем не менее, налицо. Так, если говорить о «Клятве дарения», то менее чем через три года после основания этого элитного клуба число его членов-обладателей миллиардных состояний, перевалило за сто человек.
И тут интересно проанализировать отличия двух моделей благотворительности — одной из тех, которые были в ходу в конце XIX — начале ХХ века, и сегодняшней. Первая модель была ярко представлена киевским сахарозаводчиком Лазарем Бродским. Он, с одной стороны, объяснял свою филантропическую деятельность кратко и просто — «нельзя не давать», подразумевая давление общественного мнения, а, с другой, судя по направлениям его благотворительности, исходил из того, что она может нести прямую или опосредованную выгоду самому благотворителю.
Бродские (а их было два поколения, отец Израиль Маркович и сыновья, рано ушедший из жизни Соломон, Лев и, в первую очередь, если говорить о благотворительности, Лазарь) отличались от многих своих коллег-филантропов тем, что заложили основы в первую очередь рациональной благотворительности. Например, за казенный счет тогда в Киеве содержались лишь несколько больниц – и Бродские давали деньги в первую очередь, например, не на музеи, как не менее известные филантропы Богдан и Варвара Ханенко, а на учреждения здравоохранения.
Это не значит, что филантропы Бродские недооценивали роль образования и культуры. Их доля есть в пожертвованиях на нынешние Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко и Национальный художественный музей Украины. Но там они были, так сказать, во втором ряду благотворителей.
А вот в строительство в Киеве политехнического института они сделали один из самых больших благотворительных взносов. Ведь тут у них был свой интерес — заводам Бродских не хватало квалифицированных инженерных кадров. Еще один пример — Лазарь Бродский завещал полмиллиона рублей, громадные по тем временам деньги, на строительство киевского крытого Бессарабского рынка не просто так, а с условием, что 4,5% от этой суммы город будет ежегодно выделять на содержание больниц, строительство которых ранее субсидировали Бродские.
В этом смысле Цукерберг, а с ним и многие нынешние миллиардеры-благотворители, отличаются от своих предшественников такого (ведь были же сто лет назад и просто филантропы) типа. Один из самых известных сегодня в мире философов словенец Славой Жижек даже называет их «либеральными коммунистами», давая этому термину следующее определение.
«Либеральные коммунисты — это высокопоставленные руководители, переболевшие духом борьбы, иначе говоря, контркультурные гики (общепринятый синоним умного слова «гики» — «ботаники» — Авт.), получившие в свое распоряжение крупные корпорации. Их догма — это новая постмодернистская версия старой смитовской невидимой руки рынка. Рынок и социальная ответственность не выступают здесь заклятыми врагами. Они могут быть воссоединены к общей выгоде», — говорит Жижек.
И резюмирует: «Их цель не в том, чтобы заработать денег, а в том, чтобы изменить мир. И даже если это приносит им больше денег, что тут такого?» Образец такого «либерального коммуниста», по Жижеку — Билл Гейтс, который «служит олицетворением того, что он называет «капитализм без трений», подрывной маргинальный хулиган, который занял должность и надел костюм респектабельного руководителя».
Когда словенский философ писал эти строки, Facebook еще только набирал силу — а сейчас он наверняка прибавил бы к имени основателя Microsoft еще и Марка Цукерберга.
Автор Борис Стрехов