Аукционный дом Christie’s в качестве одного из главных топ-лотов торгов «Искусство импрессионизма и модернизма», которые пройдут 7 ноября в Нью-Йорке, выставит на продажу произведение Василия Кандинского «Эскиз к импровизации №8». Небольшая работа размером 98х70 см отмечена эстимейтом в $20-30 млн., что является рекордом для работ этого художника.
Высокая предварительная оценка «Эскиза к импровизации №8» объясняется его бесспорной редкостью и тем, что именно эта работа оказала существенное влияние на развитие абстрактного искусства. Кроме того, солидный эстимейт картины является и свидетельством ее выдающегося качества, сопоставимого с уровнем работ, находящихся в крупнейших музейных собраниях. Холст на картоне был написан Кандинским в качестве эскиза к одной из восьми картин, входивших в серию его новаторских «Импровизаций», созданных художником в 1909 г. По мнению организаторов аукциона, эскиз, изображающий героя-завоевателя с золотым мечом, имеет все шансы достичь нового ценового рекорда на произведения Василия Кандинского. Ныне самая высокая планка стоимости на работы художника, установленная еще в 1990 г., находится на уровне $20,9 млн.
Эскиз выставляется на продажу из собрания благотворительного фонда братьев Фолькарт, владельцев швейцарской торговой компании, основанной в 1851 г. В 1960 г. фонд предоставил картину для экспозиции в швейцарском Художественном музее Винтертура, где она и выставлялась с того времени. Помимо этого, на протяжении многих лет она неоднократно участвовала в выставочных проектах, проводимых галереей Тейт Модерн, Художественным музеем Базеля, фондом Эрнста Бейелера и Монреальским музеем изящных искусств. Выручка от продажи работы будет направлена на осуществление благотворительных инициатив фонда братьев Фолькарт в области здравоохранения и образования.
«С точки зрения коллекционера, серия «Импровизаций» Кандинского представляет собой один из поворотных моментов авангардного искусства начала ХХ в.,— отметил Брук Лэмпли, глава департамента импрессионизма и модернизма Christie’s.— Эти полотна стали своего рода разрывом с традиционными представлениями о форме, цвете и роли художника в живописи. Когда сегодня мы смотрим на признанные шедевры искусства модернизма, стоит помнить о том, что многие наши представления о сути абстракции во многом основываются на творчестве Василия Кандинского, оказавшем серьезное влияние на поколения будущих художников». За последние годы эскизы к «Импровизациям» Кандинского из частных собраний появлялись на рынке лишь дважды, в то время как практически все из восьми законченных работ серии на сегодняшний день находятся в музеях.
В 2008 г. на торги Christie’s был выставлен «Эскиз к импровизации №3», ставший жемчужиной аукциона в Нью-Йорке. Несмотря на непростые финансовые обстоятельства того времени, картина ушла с молотка за $16,9 млн., что на тот момент являлось второй по величине стоимостью для работ художника.
Нынешний «Эскиз к импровизации №8» был создан во время пребывания Кандинского в баварском городке Мурнау: там он собирался закончить работу над своей книгой «О духовном в искусстве». Сегодня этот труд признан основой теоретической базы абстрактного искусства. Обеспокоенный тем, что в современном искусстве материальное начало начинает довлеть над духовным, а также революционным запалом русских художников, Кандинский говорит о «внутренней необходимости» искусства. Свои собственные работы он делит на три категории: «импровизации», «импрессии» и «композиции». Изначально серия «Импровизаций» состояла из шести полотен и пяти эскизов, а в последующие годы, вплоть до начала войны, Кандинский создает еще два десятка работ. Как и другие полотна серии, «Эскиз к импровизации №8» отличает неестественно яркая цветовая палитра, характерная как для остального творчества Кандинского, так и для работ представителей русского фовизма. В то же время сюжет и образная система полотна несет на себе узнаваемый отпечаток российской реальности. И что особенно интересно: окруженный стенами город с его уходящими в небо куполами напоминает древний Киев. На переднем плане мы видим, как за городскими воротами собрались паломники, однако вход в город им преграждают две мужские фигуры, одна из которых держит за рукоятку воткнутый в землю меч. Согласно мнению авторитетных художественных критиков, фигура мужчины с мечом может служить изображением Святого Георгия, одного из излюбленных персонажей ранних работ Кандинского. Также существует теория, согласно которой двое мужчин — это братья Борис и Глеб, сыновья великого киевского князя Владимира Святого, во время правления которого Русь в конце Х в. приняла христианство.