С началом кризиса новые инвестиционные фонды получили преимущество над старыми
Самыми доходными на протяжении сентября оставались открытые фонды акций «КИНТО-Эквити» под управлением КУА «КИНТО» и «Достояние» под управлением КУА «АРТ-Капитал Менеджмент». Их портфели не обременены неликвидными акциями второго эшелона, и росли опережающими темпами, по сравнению со всем рынком.
По состоянию на 1 октября первый фонд показал за сентябрь прирост 15,5%, второй — на 17,9%. Разницу в результате обеспечила разная доля акций в портфелях. «КИНТО» держит в акциях 51,1% активов фонда, а «АРТ-Капитал» — 68,8%.
Управляющий фондами КУА «КИНТО» Виктор Ботте назвал три причины того, что новые фонды оказались прибыльнее старых. Это большая гибкость в выборе инструментов, отсутствие неликвида и мобильность.
В начале этого года вступили в силу изменения в законе «Об институтах совместного инвестирования», которые убрали жесткие требования по диверсификации активов.
«У старых ИСИ были определенные ограничения по вложениям в разные группы активов. Например, корпоративные фонды должны были на 70% (в среднем в финансовом году) находиться в ценных бумагах, аналогично в паевых, но уже в любую минуту, доля депозитов не могла превышать 30%. Даже если бы кто-то обладал гипотетической способностью предвидеть кризис, все равно бы вынужден был оставаться в ценных бумагах. И, скорее всего, в их портфелях остались бы акции второго и третьего эшелонов, которые в условиях развития кризиса превратились бы в неликвид»,— подчеркнул он.
Вторая причина быстрого роста новых фондов в том, что они начинают с чистого листа, и их портфели не обременены неликвидом. «Когда рынок растет, сначала первую скрипку играют голубые фишки. Лишь после того, как на рынок (и в фонды в том числе) приходит достаточно средств, а первый эшелон уже разогрет, внимание инвесторов переключается на бумаги второго и третьего эшелонов. Поэтому определенное количество акций, которые не являются ликвидными, присутствуют в портфелях старых фондов. Эти бумаги, обладающие немалым потенциалом, начнут расти спустя какое-то время, когда инвестиционные игры с подскочившими бумагами первого эшелона станут рискованными»,— считает господин Ботте.
Он подчеркнул, что некоторые фонды под управлением КУА «КИНТО» запускались на уже разогретом рынке до кризиса и ориентировались на вложение в перспективные бумаги второго и третьего эшелонов. В частности, это были «Синергия-5» и «Синергия-7». Естественно, сейчас они показывают прирост меньше рынка, однако, уверен господин Ботте, имеют недюжинный долгосрочный потенциал роста.
Управляющий директор КУА «Драгон Эсет Менеджмент» Андрей Золотухин отметил, что во время кризиса, в результате сильного падения фондового рынка, упали котировки всех акций. Соответственно, снизился и объем денег под управлением у всех компаний. В ситуации, когда новые деньги в фонды никто не инвестировал, доходность фондов характеризовала качество активов под управлением.
«Фонды, в портфелях которых присутствовали наиболее ликвидные акции (голубые фишки), показывали самые высокие результаты. В то же время фонды, портфели которых набиты неликвидными бумагами, либо продолжали падать, когда рынок рос, либо показывали нулевую доходность»,— отметил он.
Инвестиционный управляющий КУА «Бонум Груп» Аудрюс Мицюкявичюс подтвердил, что в условиях массового оттока средств большинство КУА, в первую очередь крупные, были вынуждены устроить распродажу акций. «Чтобы быстро рассчитаться с пайщиками, продавались наиболее ликвидные бумаги. Таким образом, множество игроков сейчас сидит с большими объемами неликвида. Такие бумаги сейчас почти не торгуются и, естественно, не растут в цене. Денег же для покупки ликвидных бумаг у большинства нет»,— отметил эксперт.
По мнению начальника аналитического отдела КУА «ТАСК Инвест» Андрея Шевчишина, сегодня на передний план выходят понятия «качество» и «ликвидность активов», и хорошим уровнем этого критерия могут похвастаться не все фонды и КУА.
«В связи с этим неоднозначным выступает вопрос токсичных активов фондов. Существует высокая вероятность, что у фондов могли зависнуть депозиты в проблемных банках, по облигациям могли произойти дефолты с длинной и убыточной реструктуризацией, в фонде могли остаться неликвидные либо просто мусорные акции. И не исключено, что списание проблемных активов, которое сопровождается падением доходности, либо взятие на себя рисков — это новый этап развития ПИФ»,— допускает он.
Третья причина опережающего роста новых фондов, по словам Виктора Ботте,— их небольшой размер. «Как правило, фонды, которые стартуют, являются маленькими и показывают лучшие результаты. Они менее инерционные. Гораздо легче разогнать маленькую тележку, чем большой паровоз»,— считает управляющий фондами КУА «КИНТО».
Он пояснил, что поскольку открытие фонды должны показать результаты сразу, то ставка делается на ликвидные бумаги. В последние несколько месяцев они же оказываются и самыми доходными. И лишь постепенно часть денежных средств перенаправляется в бумаги второго эшелона со сравнительно большим потенциалом. Их приходится угадывать заранее, не подстраиваясь под изменчивую конъюнктуру рынка.