Инфляция в нынешнем году разыгралась не на шутку. В ответ Нацбанк не находит ничего лучшего и более умного, как с 10 сентября уже четвертый раз с начала года повысить учетную ставку рефинансирования.
Следуя навязанным МВФ шагам под названием “инфляционное таргетирование”, повышение учетной ставки якобы вгонит инфляцию в требуемые 5%, в результате чего в Украине должно наступить благоденствие. Но по факту мало того, что инфляция не спадает, так еще гробятся остатки производства, страдают деловая активность и официальная занятость, падают поступления в бюджет и возникают проблемы с финансированием расходных статей. И все это на фоне никуда не исчезнувшего коронакризиса и приближающейся полосы локдаунов.
А в это время Евроцентробанк и Федеральный резерв США, даже несмотря на инфляцию, держат учетные ставки на мизерных значениях, а то и вовсе на нуле, чтобы поддержать платежеспособный спрос, занятость, производство, соответственно, налоговые поступления, а также чтобы преодолеть кризис и его последствия.
Напротив, в Нацбанке намерены сворачивать антикризисные меры по монетарному стимулированию экономики.
Итак, с 10 сентября Нацбанк поднял учетную ставку до 8,5%. Напомним, что начался год ставкой в размере 6%. Затем с 5 марта она была повышена до 6,5%, с 16 апреля – до 7,5%, с 23 июля – до 8%.
Нынешнее повышение, как и предыдущие, Нацбанк обосновал резким увеличением уровня инфляции, в результате чего, в июле рост цен достиг 10,2% в годовом измерении, а в августе инфляция еще сильнее ускорилась.
«Ужесточение монетарной политики будет способствовать удержанию под контролем инфляционных ожиданий и возвращению инфляции на траекторию устойчивого замедления до цели 5%, достижение которой прогнозируется в 2022 году», — отмечено в сообщении НБУ.
В регуляторе также пообещали, что в случае «существенного усиления фундаментального инфляционного давления, а также устойчивого ухудшения инфляционных ожиданий Национальный банк готов принять дополнительные меры для возвращения инфляции к цели 5%».
В Нацбанке называют основные риски для экономики в ближайшее время. Это – значительное усиление карантина, а также более длительный и существенный инфляционный всплеск в мире. Направление влияния на инфляцию будет определяться соотношением проинфляционных (из-за нарушения производственных цепей) и дезинфляционных (угнетением совокупного спроса) факторов.
Актуальны и другие риски проинфляционного характера, в частности эскалация военного конфликта с Россией и резкое ухудшение условий торговли.
НБУ утвердил сворачивание антикризисных монетарных мер, а именно прекращение проведения тендеров по долгосрочному рефинансированию и аукционов своп-процентной ставки с начала IV квартала 2021 года. Кроме того, с 1 октября срочность операций по предоставлению кредитов рефинансирования сокращена с 90 до 30 дней.
Напомним, что учетная ставка регулятора является одним из основных финансовых параметров. Прежде всего, от нее зависят ставки по кредитам и депозитам в коммерческих банках. Повышение учетной ставки, то есть удорожание финансовых ресурсов, ведет к росту кредитных и депозитных ставок…
Но это в теории, а в отечественной практике все это далеко не совсем так. В частности, если ставки по кредитам с ростом учетной ставки растут, то относительно депозитов этого сказать нельзя. Особенностью банковской системы Украины в настоящий момент является сверхликвидность (переизбыток денег) в условиях отсутствия серьезного кредитования реальной экономики, за исключением разве только связанных структур, которые часто используются для вывода капитала олигархами из своих же банков. Основная масса денег оборачивается в сфере ОВГЗ и валютных спекуляций. В результате, повышение учетной ставки далеко не всегда влечет за собой рост ставок по депозитам, а иногда и вовсе сопровождается снижением этих ставок. Например, средняя процентная ставка по гривневым депозитам домохозяйств уменьшилась с 7,7% в январе 2021 года до 7% в марте и до 6,8% в июле. При этом, повторим, учетная ставка Нацбанка возросла за это время с 6 до 8 процентов. В то же время стоимость кредитных ресурсов если не возросла, то и не снизилась, а главное, кредитные ресурсы становятся все более недоступными для реального бизнеса.
В целом же, увеличение учетной ставки будет сдерживать восстановление и без того слабой, в условиях коронакризиса, экономики Украины и ограничивать внутренний спрос. Закономерным следствием действий НБУ станет дальнейшее уменьшение относительного объема банковских займов в экономику и роста процентных ставок по кредитам.
Прогнозируется также, что обменный курс гривны в ближайшие полгода не будет подлежать значительным колебаниям, а учетная ставка НБУ будет иметь минимальное влияние на его динамику.
Что же касается роста учетной ставки как фактора сдерживания инфляции, то здесь ситуация крайне неоднозначна. Предыдущее повышение ставки, которое состоялось 22 июля, инфляцию не остановило. В то же время, высказываются обоснованные опасения, что увеличение учетной ставки может привести к замедлению и без того крайне проблемного роста украинской экономики или даже к сокращению ВВП. В любом случае, выход экономики из кризиса существенно затянется, а заложенный в госбюджете-2021 рост ВВП достигнут не будет.
Это, в свою очередь, чревато невыполнением плана по доходам бюджета. В результате, возникнут проблемы с выплатами зарплат бюджетникам, пенсий и субсидий, с расходами на оборону, не говоря уже об инвестиционных проектах.
В целом, постулат о том, что рост учетной ставки сдерживает инфляцию, является достаточно спорным. Ведь даже те предприятия, которые не пользуются кредитными ресурсами, часто закладывают в цену своей продукции банковский процент. Таким образом, чем выше ставки, тем выше цены, соответственно, тем выше инфляция.
В этом смысле, следует еще раз обратить внимание на опыт центробанков США и Европы, которые, несмотря на рост инфляции, учетную ставку пока не повышают или планируют это делать крайне медленно и осторожно, что способствует экономическому восстановлению этих стран. Правда, там речь идет о валютах резервных, в отличие от “мягкой” гривны, но это отдельная тема.
В завершение – высказывание экономического аналитика Александра Гончарова, которое, по мнению автора этих строк, хорошо характеризует ситуацию с ростом учетной ставки и риски, которыми этот рост чреват:
“ГОРЬКОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ: НБУ ПОВЫСИЛ УЧЕТНУЮ СТАВКУ ДО 8,5% – НАС ЖДУТ ТЯЖЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ.
Увы, борьба с ковидом еще далека от завершения, впереди очередные волны и локдауны, а эффективных новых решений в монетарной политике НБУ для поддержания украинского бизнеса и недопущения более мощного инфляционного витка так до сих пор и нет.
Напомню, друзья, с марта этого 2021 года учетная ставка НБУ повышена уже с 6% до 8,5%. И судя по всему, еще не вечер. А ведь рост учетной ставки Нацбанка напрямую влияет на повышение стоимости денег, что еще больше усложнит жизнь украинского бизнеса и населения.
Чего греха таить, это решение Нацбанка – очень тревожный знак для нашей экономики и граждан. В отличие от ФРС США и ЕЦБ, которые не поднимают в этих условиях свои ключевые ставки, наоборот, запускают огромные стимулирующие пакеты QE (количественного смягчения), руководство НБУ, не понимая природу коронакризиса, поднимает ставки – продолжая губить украинский бизнес и останавливая рост доходов населения.
Теперь всем будет хуже, если у финансовых властей нет дела до экономического роста в Украине, до инвестиций и создания новых рабочих мест.
А если это чей-то злой умысел в условиях преодоления негативных последствий пандемии для украинских рынков? Тогда что-то должно бабахнуть. И в самой ближайшей перспективе”.
Как говорится, коротко и ясно…