Экспорт трудовых ресурсов стал одним из тех важнейших факторов, которые двигают вверх экономические показатели, точнее смазывает экономические провалы. К тому же, именно поступления заробитчан, в значительной мере, стабилизируют курс гривны и платежный баланс страны.
Недавно Госслужба статистики сообщила об очередном достижении. Оказывается, экономика в прошлом 2017 г. выросла аж на 0,4% больше, чем ожидалось, то есть не на 2,1%, а на целых 2,5%.
Напомним, что в 2014 г. падение экономики составило 6,6%, а в 2015 г. — ВВП упал на 9,8%. Только в 2016 г., после указанного резкого провала, экономика Украины выросла на 2,3%. В 2017 г., как видим, по уточненным оценкам Госстата, рост составил 2,5%, хотя он ожидался на уровне 3,2%.
Комментируя динамику экономики в 2017 г., Национальный банк отмечает, что негативное влияние от прекращения торговли с НКТ (неконтролируемыми территориями) на реальный ВВП в 2017 г. оказался ниже, чем ожидалось в начале года – 0,9 процентного пункта по сравнению с 1,3 процентного пункта, соответственно. В регуляторе объясняют это более быстрой переориентацией металлургических предприятий на новые источники поставок сырья на фоне улучшения внешней конъюнктуры и роста внутреннего спроса.
В то же время, к концу 2017 г. рост экономики замедлился по отношению к показателям 2016 г. из-за существенного спада в растениеводстве по причине низкой урожайности поздних зерновых и технических культур. В то же время наблюдалось увеличение объемов производства в перерабатывающей промышленности, в частности в машиностроении, химической и металлургическом производстве, что почти полностью компенсировало дальнейшее падение выпуска в добывающей промышленности и производстве электроэнергии, прежде всего отражавшее влияние от разрыва производственно-логистических связей с НКТ в начале года.
Примерно в то же время Нацбанк банк изменил методику оценки поступлений в Украину денег от заробитчан, уточнив, таким образом, оценку объемов частных денежных переводов в 2015-2017 гг. Согласно новой методике, переводы работников значительно больше, чем считалось ранее.
Характерный пример. По предыдущим оценкам регулятора, объем переводов из Польши в прошлом году официальными и неофициальными каналами составил $1,35 млрд. По новым оценкам, на основе данных Нацбанка Польши, эта сумма была выше более чем вдвое — $3,123 млрд.
На основе обновленной методики НБУ произвел перерасчет квартальных и годовых объемов частных переводов за последние три года. В результате, за 2015 г. перечислили на $1,8 млрд больше, чем считалось ранее, а именно $7 млрд. За 2016 г. — на $2,1 млрд больше, а именно $7,5 млрд. Показатели 2017 г. увеличились на $2 млрд до $9,3 млрд.
Экономист Андрей Блинов обращает внимание на тот факт, что, в результате переоценки вклада заробитчан, существенно улучшились макроэкономические показатели, в частности, существенно снизились дефициты счета текущих операций (СТО). По его данным, в 2015 г. СТО был сокращен с 1,8% ВВП до 0,2% ВВП, в 2016 г. — с 3,7% до 1,4% ВВП, в 2017 г. с 3,5% до 1,6% ВВП.
Блинов также подчеркивает, что упомянутый выше пересчет Госстатом роста экономики в 2017 году с 2,1% до 2,5% обусловлен, в том числе, увеличением оценки величины денежных переводов трудовых мигрантов.
Очевидно, что едва ли не главной экспортной статьей в Украине становятся заробитчане, то есть трудовые ресурсы. Это путь отсталых стран третьего мира, такой себе африканский путь развития, конечно, если это можно назвать развитием.
Благотворное влияние переводы трудовых мигрантов оказывают и на стабильность национальной денежной единицы. «Такие вводные куда лучше объясняют, почему курс гривны, по сути, три года танцует на одном месте (да и в целом модель экономики лучше пляшет с такими вводными). Экспорт трудовых ресурсов стал мощнейшим фактором экономики Украины — переводы достигли 8% размера экономики», — отметил Блинов.
При этом, подчеркнул экономист, сам ВВП почти достиг 3 трлн (2,983 млрд) гривен благодаря высокой инфляции.
Неожиданный всплеск поступлений может привести к проблемам из-за реструктуризации, проведенной министром финансов Наталией Яресько. «В долларовом эквиваленте это уже значительно больше $100 млрд — $112 млрд. И где-то в уголке с надеждой затаились инвесторы в укробонды с VRI-привязкой после 2021 г.», — резюмировал Блинов.
Напомним, что в обмен на реструктуризацию Украина увеличила доходность своих облигаций до 7,5%, а также обязалась выплачивать процент от роста экономики. Речь идет о превышении темпов 3% после достижения уровня $125 млрд. До указанного порога уже осталось немного.
К тому же, и с самим ростом поступлений средств от трудовых мигрантов тоже не все просто. Пока что валютные переводы растут из-за роста оттока рабочей силы из Украины. Замглавы Нацбанка Дмитрий Сологуб подчеркивает, что трудовая миграция — это одна из самых стремительно растущих проблем Украины. Она может поставить под угрозу как экономический рост, так и стабильность цен в ближайшие годы, которые трудно будет перекрыть ростом денежных переводов из-за рубежа.
Сегодня для каждого третьего работодателя в Украине самой главной является проблема оттока кадров. При этом жалуются на острую нехватку квалифицированной рабочей силы представители как малого, так среднего, и крупного бизнеса. Массовый отъезд работоспособных граждан в сочетании с неблагоприятными демографическими тенденциями убивает любую перспективу для Украины. Лишь по официальным данным, с 2015 г. Украина потеряла 7% трудоспособного населения.
Недавно заместитель главы Государственной службы занятости Юлия Жовтяк о том, что в Украине средняя заработная плата вакансий Государственной службы занятости составляет 4,3 тыс. грн, а зарплата каждой четвертой вакансии — минимальная. Отрицательный эффект от этого заявления немедленно бросился сглаживать вице-премьер Павел Розенко, заявивший о существовании по Украине «тысяч вакансий с оплатой выше 15 тыс. грн.». Где именно искать такие вакансии, Розенко не сказал.
Кроме того, тарифная политика государства демотивирует граждан официально устраиваться на работу ввиду нежелания лишаться субсидий на жилищно-коммунальные услуги.
Кроме того, несмотря на растущую нехватку трудовых ресурсов, в стране свирепствует безработица. Согласно данным Госслужбы статистики, уровень безработицы в Украине с 2013 г. вырос всего на 2% — с 7,7% до 9,7%. При 17,2 млн экономически активного населения безработными являются 1,67 млн человек, а количество зарегистрированных безработных составляет 367 тыс. Средний размер помощи по безработице составляет 2033 грн.
По данным Федерации профсоюзов Украины, в 2014 г. 2,5 млн граждан потеряли работу или возможность зарабатывать ввиду сокращения продолжительности рабочего времени, получается, что количество безработных можно умножать на два, а это уровень безработицы в 20%.
Госстат утверждает, что на одну открытую вакансию претендуют 4 человека из числа стоящих на учете в Госслужбе занятости, но в действительности это число нужно умножать в несколько раз. В 2015-2016 гг. фиксировались антирекорды в Запорожской области, где на одно рабочее место претендовали 150-180 человек.
В рамках господствующей в Украине политэкономической модели, трудовая миграция является важнейшим способом борьбы с безработицей. В свою очередь, массовая трудовая миграция резко ускоряет процесс депопуляции.
В результате, граждане Украины стали наибольшей «трудовой диаспорой» в Литве, население которой уступает по численности Киеву. Минимум миллион украинцев проживает в Польше, где минимальная заработная плата вдвое выше средней украинской (€500 против €230).
Собственно, заробитчане становятся одной из важнейших экспортных статей Украины, принося в страну валюты больше, чем зарубежные инвесторы. Но в долгосрочной перспективе поступление валюты от «заробитчан» будет сокращаться, поскольку все больше людей предпочитают перевозить семьи за границу.