Звездное время Тагора-художника

17 июня 2010, 0:07
no image

15 июня в Лондоне состоялись торги Sotheby’s, посвященные произведениям искусства Южной Азии

Аукцион увенчался сенсационными результатами. Особенный успех пришелся на долю картин, принадлежащих кисти индийского художника, писателя и поэта Рабиндраната Тагора.

Практически каждый из портретов, написанных Рабиндранатом Тагором, вошедших в аукционную коллекцию из 12 редких акварелей, получил предварительную оценку в 30-40 тыс. фунтов стерлингов, но был продан с многократным превышением эстимейта. При этом одну из работ — Untitled (лот №26), представляющую собой безымянный женский портрет, купили за рекордную цену в 313 тыс. фунтов.

Все картины обладают исключительным провенансом, так как напрямую были предоставлены их историческим владельцем — Dartington Hall Trust. В 1939 г. Рабиндранат Тагор преподнес эти работы в дар Леонарду и Дороти Элмхерст, в собрании которых они и хранились до нынешней распродажи.

Еще один портрет незнакомки, но уже в желтых тонах, купили более чем за 223 тыс. фунтов, а в целом распродажа коллекции принесла организаторам более 1,5 млн. фунтов ($2,2 млн.). Этот факт особенно впечатляет, если принять во внимание, что художественное наследие Тагора, заслужившего неформальное имя «Страж Востока», и первого из писателей Азии, удостоенного Нобелевской премии по литературе, и поныне далеко от широкой популярности. При этом он оставил после себя около двух тысяч произведений изобразительного искусства, отличающихся необычностью рисунка и особой ритмикой.

Мир признал его во многих творческих ипостасях: как гениального поэта, драматурга, новеллиста, музыканта, философа и просветителя. Однако не секрет, что уровень его художественного дарования до сих пор имеет разные оценки и трактовки. Бытует мнение, что писатель и мыслитель, эволюционировавший к изобразительному искусству в 1928 г., находясь в зените славы и успеха, рисовал для себя, не собираясь придавать своему увлечению серьезный профессиональный характер. «Мы вряд ли подняли бы его достаточно примитивные картинки на высокий уровень искусствоведческого обсуждения, если бы не знали, что за личность является их автором»,— считает британский арт-критик Эндрю Такли.

Тем не менее именно в возрасте 67 лет Тагор почувствовал непреодолимое влечение к новой форме творческого самовыражения, и последние двенадцать лет жизни отдал графике и живописи, понемногу оставляя перо. «Я поддался обаянию линий»,— объяснял он.— Утро моей жизни было полно песен; пусть закат моих дней будет полон красок».

Первая же выставка картин Тагора, состоявшаяся в 1930 г. в Париже в «Галери Пигаль», вызвала сенсацию не только в столице Франции, но и в Индии. При том что Тагор не следовал никаким установившимся правилам и канонам, его живопись вызвала значительный резонанс в европейских интеллектуальных кругах. Хотя и не секрет, что на изобразительном творчестве Тагора сказалось его увлечение новаторскими комбинациями текста и рисунка, развиваемыми художниками Ар Нуво и иллюстраторами Югендстиля, в особенности Адольфом Хельцелем. В то же время связь Тагора с европейским авангардом была отнюдь не формой подражательства, а параллельным подходом к художественному примитивизму.

Есть несколько ключевых аспектов живописи Тагора, безошибочно демонстрирующих его индивидуальную манеру письма. Источником его стиля была игра, создание рисунков из пересечений в тексте, его «затирания» и «превращения». Так, в черновых вариантах своих работ он часто экспериментировал с бенгальским письмом и визуальными эффектами оформления некоторых страниц. Эти приемы, реализуемые при помощи ручки и чернил, а далее в технике акварели и гуаши, при использовании скромной цветовой палитры в дальнейшем привели к созданию самостоятельных образов.

По иронии судьбы именно Рабиндранат Тагор в пику всевозможным критикам занял место первого в истории крупного художника Индии, сделавшего примитивизм средством художественного выражения.

Впоследствии его дорогой, но по иным направлениям, с успехом последовали и Фрэнсис Ньютон Соуза, раннее фигуративное ню которого, написанное маслом, ныне продали за 373,2 тыс. фунтов (эстимейт 60-80 тыс.), и Сайед Хайдер Раза, чей «Раджастхан» приобрели по цене 517,2 тыс. фунтов (эстимейт 300-500 тыс.).

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи