В Донецке произойдет оперная революция

6 февраля 2012, 8:09
no image

В Донецком национальном академическом театре оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко прошла первая презентация будущей постановки оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец», которая приурочена к 200-летию со дня рождения великого композитора. Специально приглашенная на этот проект немецкий режиссер Мара Курочка представила эскизы костюмов и декораций, а также поделилась своими основными идеями. Премьера «Летучего голландца» назначена на 8 декабря 2012 г.

Заявленная постановка явно станет одним из главных культурных событий нынешнего года не только в Донецке, но и в Украине. Главными предпосылками к этому можно назвать приглашение немецких специалистов, среди которых — не только режиссер-постановщик Мара Курочка, ставившая спектакли для Берлинской и Штутгартской национальных опер, театра в Базеле, и режиссер Филипп Штёльцль, который ставил оперы для этих же театров, а также известен массовой аудитории тем, что снимал видеоклип группе Rammstein на одну из самых известных их песен Du Hast. «Изначально мы пригласили Филиппа Штёльцля (х/ф «Гёте», «Северная стена»), который сейчас работает в Голливуде и у него все расписано на несколько лет вперед (в данный момент он работает над боевиком «Экспат» с Аароном Экхартом и Ольгой Куриленко в главных ролях, премьера намечена на апрель нынешнего года), и он может позволить себе лишь одну оперную постановку в год. Все постановки последних лет он режиссировал вместе с Марой Курочкой, поэтому он нам рекомендовал именно ее, а сам согласился работать над нашей постановкой в качестве консультанта»,— говорит генеральный директор донецкого театра Василий Рябенький. Кроме этого, над «Летучим голландцем» работают художники-сценографы Моме Хинрихс и Торге Мёллер. Также в работе над спектаклем задействован музыкальный репетитор Мальте Кроидл, который до этого неоднократно принимал участие в различных постановках опер Вагнера, а также работал над постановками опер «Саломея» и «Золото Рейна» в Мариинском театре с Валерием Гергиевым. Помощь господина Кроидла понадобилась постановщикам потому, что опера «Летучий голландец» будет исполняться на языке оригинала, что представляет собой определенные сложности для артистов. Именно по этой причине пока не известно, кто будет исполнять главные партии в этом спектакле. Художественный руководитель проекта и дирижер-постановщик Василий Василенко не исключает, что на главные роли будут приглашены солисты одного из немецких оперных театров.

Из рассказа Мары Курочки о своих режиссерских замыслах по поводу «Летучего голландца» уже видно, что донетчан, а возможно, и любителей оперы других городов Украины ожидает действительно оригинальное зрелище. Мало того, что оперы Вагнера в наших театрах давно не ставились, так еще и нашим театралам, посещающим оперы исключительно в нашей стране, не доводилось до сих пор видеть подобные работы. До нынешнего времени не все, но все-таки многие постановки — что в киевском, что в одесском оперных театрах — можно назвать архаичными: основной акцент делается на пении, однако даже не предпринимаются попытки нового немузыкального прочтения. Постановщики следуют прописанному либретто, а исполнители даже не пытаются играть, концентрируясь исключительно на исполнении своих партий. Курочка же предлагает свое оригинальное прочтение: «Это мистическая история, в которой на уровне искусства отражено то, что происходит в обществе. Некоторые моменты в моей постановке изменены: мистику я передаю как сон. Я старалась «вытащить» эту историю из сказки и сделать более реальной. У меня получилась история женщины, чьи мечты так и не реализовались. Наш Голландец — не конкретный персонаж, а персонификация определенных женских желаний. Так что мистические мотивы оперы на сцене будут переданы в качестве сновидений». Кроме этого, режиссер-постановщик собирается использовать гигантский проектор, который обеспечит быстрое перемещение зрителей со дна морского и обратно. По замыслу Курочки, всю сцену закроет гигантский помост, который на 20 сантиметров будет выходить за ее пределы, начинаясь над оркестровой ямой. Одна из его сторон будет выглядеть как борт гигантского корабля, а максимальная высота составит два метра. Это нужно для того, чтобы у призраков и химер, появляющихся на сцене как бы из ниоткуда, была возможность делать это действительно внезапно, сквозь отверстия в «морской поверхности».

Первый этап постановки, когда Мара Курочка начнет работать с артистами и оркестром, пройдет с 20 августа по 10 сентября и второй — с начала ноября по начало декабря. Этот временной разрыв обусловлен тем, что параллельно она ставит для Берлинского театра «Парсефаль».

Все статьи