Аукционный дом Christie’s объявил о проведении 6 декабря 2011 г. в Лондоне вечерних торгов «Искусство старых мастеров и английская живопись». Вниманию коллекционеров будет представлено 36 лотов, охватывающих более чем 500-летний период истории европейского искусства, а топ-лотами предновогодней распродажи станут знаковые работы Гойи, Брейгеля, Гейнсборо и других видных художников прошлого
По оценке экспертов, главным фаворитом аукциона станет «Портрет дона Хуана Лопеса де Робредо» кисти выдающегося испанского мастера Франсиско Хосе де Гойи-и-Лусьентеса, получивший предварительную оценку в 4-6 млн. фунтов стерлингов. Картина, на которой изображен придворный вышивальщик короля Испании Карла IV, занимает особое место в творческом наследии художника и выставляется на продажу впервые за последние 20 лет. Этот портрет представляет собой одну из важнейших работ в творческом наследии Франсиско Хосе де Гойи-и-Лусьентеса, а его репродукции украшают немало монографий, посвященных живописи знаменитого художника.
Выполненное в неповторимом и узнаваемом стиле полотно служит превосходным образцом высочайшего мастерства Гойи. Довольно интересен и сам персонаж — Хуан Лопес де Робредо, представитель целой династии вышивальщиков, создававший не только костюмы для представителей королевской знати, включая экстравагантные наряды королевы Марии-Луизы, но и богато расшитые портьеры и гобелены, по сей день украшающие многие испанские дворцы. Сам Робредо был безмерно горд своим происхождением и высоким положением в обществе. Пик его карьеры пришелся на 1798 г., когда ему удалось добиться от испанского короля разрешения носить специальный костюм придворного вышивальщика — подобной чести удостаивались только живописцы, скульпторы и архитекторы. О том, как много для Робредо значило это достижение, свидетельствует заказанный им портрет у великого Гойи, признанного на то время ведущего портретиста эпохи. Мастерство художника нашло отражение в том, насколько тонко ему удалось польстить Робредо, передав зрителю возможность прочувствовать гордость вышивальщика своим новым костюмом. При этом то особое внимание, которое художник уделяет лицу вышивальщика, позволяет нам не акцентировать внимание лишь на вычурности нарядного золотого шитья.
«Мы чрезвычайно рады тому факту, что этой зимой сможем в полной мере утолить аппетиты коллекционеров всего мира в отношении редких и выдающихся произведений искусства безупречного качества и провенанса»,— заявил Ричард Найт, глава международного департамента Christie’s «Старые мастера и живопись XIX века». В свою очередь Пол Рэйсон, директор лондонского отдела департамента Christie’s «Старые мастера и живопись XIX века», особо подчеркнул, что на протяжении всего 2011 г. на такие произведения наблюдался повышенный спрос со стороны целого ряда новых коллекционеров, что придавало арт-рынку уверенности. «На фоне более чем успешных результатов июльских торгов все это создает благоприятную атмосферу для продажи таких шедевров, как великолепный портрет кисти Гойи и многих других работ»,— сказал господин Рэйсон.
К числу основных топ-лотов предстоящих торгов безусловно принадлежат картины Питера Брейгеля Младшего «Битва Масленицы и Поста» (эстимейт 3,5-4,5 млн. фунтов стерлингов), «Портрет Филипа Стенхопа, 4-го графа Честерфилда» кисти Томаса Гейнсборо, предварительно оцененный в 2,5-3,5 млн. фунтов стерлингов, и картина Виллема ван де Вельде Младшего «Голландские военные корабли и другие суда в штиль» (эстимейт 1,5-2,5 млн. фунтов стерлингов).
В частности, холст «Битва Масленицы и Поста» кисти Питера Брейгеля Младшего — это яркий пример уникальной способности сочетать увлекательность массовых сцен с вниманием к каждой отдельной детали, продолжающей восхищать поклонников творчества этой замечательной династии художников. По признанию одного из ведущих экспертов по творчеству Брейгеля Клайса Эртца, данная работа обладает «совершеннейшими качествами». В сущности, картина является одним из лучших произведений Брейгеля Младшего, выполненных им по мотивам произведений отца. Полотно убедительно свидетельствует о непревзойденном уровне мастерства художника как занимательного рассказчика, чье повествование сплетено из разрозненных наблюдений, складывающихся в единое целое.
Внимание ценителей творчества старых мастеров без сомнения привлечет и «Портрет Филипа Стенхопа, 4-го графа Честерфилда» кисти Томаса Гейнсборо. Работа выставляется на продажу впервые за более чем 50 лет. Несмотря на то, что титул графа Честерфилда Филип Стенхоп унаследовал от брата в 1773 г., увековечить себя для потомков он решил только после свадьбы, последовавшей в 1777 г. Довольно скромный портрет графа задумывался как своего рода дополнение к парадному портрету его супруги, приобретенному Музеем Гетти в 1959 г. Напомним, что в июле 2011 г. на Christie’s был установлен ценовой рекорд на работы художника после того, как его «Портрет мисс Рид, позднее миссис Уильям Вильбуа» ушел с молотка за $10,4 млн.