Старая Венеция вызвала ажиотаж

8 июля 2011, 0:08
no image

На вечерних торгах аукционного дома Sotheby’s Old Master and British Paintings состоявшихся 6 июля, картина итальянского живописца XVIII века Франческо Гварди «Венеция. Вид на мост Риальто», предварительно оцененная в $40 млн., была продана за $44 млн., установив новый мировой ценовой рекорд на его произведения

Всего на торги аукционного дома Sotheby’s Old Master and British Paintings было выставлено 73 лота, из числа которых удалось продать 68%. Всего же в результате аукциона организаторы выручили $76 млн., превысив свои предварительные ожидания в $50 млн.

Интересно, что творчество Гварди, впитавшее многовековые традиции венецианской живописи и предвосхитившее пленэрные искания пейзажистов XIX в., было оценено только в конце XIX — начале XX вв. Впервые по достоинству его оценили импрессионисты, увидевшие в Гварди своего предшественника. Полотно Франческо Гварди, на котором изображен знаменитый венецианский мост Риальто (это самый древний мост Большого канала города) лишь дважды выставлялось публично и почти все время с момента создания хранилось в частных коллекциях. Оно было написано в 1760 годах, являясь одной из четырех работ Гварди в крупной форме (размер полотна составляет 120 на 203,7 сантиметра). «На этот раз широта предложений Sotheby’s была беспрецедентной. Впервые на одной распродаже выставили один из величайших видов Венеции кисти Франческо Гварди с недавно обнаруженными и идентифицированными работами Корреджо и Сэра Антони Ван Дейка», — заявил Алекс Белл, сопредседатель департамента Sotheby’s Old Master Paintings Worldwide.

Достоверных сведений о жизненном пути Франческо Гварди до наших дней дошло немного. По всей видимости, это произошло по причине того, что Гварди долго находился в тени знаменитых мастеров венецианской ведуты (жанр европейской живописи с детальным изображением повседневного городского пейзажа) Антонио Каналя, прозванного Каналетто, и его племянника Бернардо Беллотто, также носившего это прозвище. Тем не менее, Гварди считается одним из последних представителей классической венецианской школы живописи. Известно, что он родился в Венеции 5 октября 1712 г. в семье художников, хотя не исключено, что это не дата рождения, а дата его крещения.

Первое полотно, достоверно принадлежащее кисти Франческо, сопровожденное его подписью, создано около 1739 г. — это «Святой, поклоняющийся причастию» («Экстаз святого»), датированное 1743 г., а первые, точно установленные по времени, опыты Гварди в изображении городского пейзажа относятся к середине — второй половине 50 годов XVIII в. В ранних ведутах художника прослеживается влияние Каналетто, а также Мариэски и Луки Карлевариса. Поначалу Гварди часто заимствовал композиции предшественников, но в дальнейшем все в большей степени брал за основу своих произведений собственные зарисовки. Работал он быстро: на создание картины уходило в среднем от трех до четырех дней. Одной из самых значительных работ Гварди считается серия «Пиры дожа», представляющая собой двенадцать холстов, изображающих торжества, которыми в 1763 г. сопровождалось избрание дожем Альвизе IV Мочениго. Еще одной знаменательной картиной, созданной в подлинно экспрессионистском стиле, стала «Чудо доминиканского святого». Начиная с 1760 годов, одной из основных тем творчества мастера стали виды Венецианской лагуны, а также основанные на них каприччо (архитектурные пейзажи-фантазии, в отличие от ведуты — документально точного пейзажа). В это время претерпевает изменение стиль художника, а предпочтение отдается выразительным контрастам света и тени. В последние двадцать лет жизни созданы наиболее самобытные работы Гварди. Он отказывается от стремления передать максимально точно все детали пейзажа, присущего таким ведутистам, как Каналетто и Беллотто. Четкая линейная перспектива начинает играть второстепенную роль, а глубина изображения передается с помощью эффектов воздушной перспективы, главным становится общий эффект, а не деталь.

Распродажа других топ-лотов торгов принесла гораздо более скромные результаты. Так картина итальянца Антонио да Корреджо «Мадонна и дитя с младенцем Иоанном Крестителем» ушла с молотка за $6 млн. при эстимейте в $4,8 млн. На аукционе фактически провалилась впервые выставленная на продажу картина Питера Брейгеля-младшего «Кабинет деревенского адвоката», написанная примерно в 1618 г. Полотно получило эстимейт в $1,9 млн., однако не нашло покупателя.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи