На Венецианской биеннале украинский павильон в Сан-Фантин лидировал по посещаемости
«Что невозможно подделать, так это реакцию толпы,— делится впечатлениями искусствовед, автор исследования об участии украинцев на Венецианской биеннале Олег Сидор-Гибелинда.— И в церкви Сан-Фантин, и на пристани Сан-Стае всегда многолюдно. С одной стороны, в нашем проекте есть момент аттракциона, он отлично встроен в систему венецианской эстетики, вечного карнавала, с другой — он затрагивает вечные темы, заставляет остановиться и задуматься. Современный человек не настолько циничен, как это декларируется, и с помощью религиозных архетипов пытается оценить современную ситуацию.
За неделю экспозицию осмотрело более 25 тыс. посетителей. «Пик был, естественно, в воскресенье – около 5 тыс. посетителей,— рассказывает Оксана Мась.— В понедельник, по данным охраны павильона, было 2580. Что уж говорить о мозаичной колонне на пристани. Там всегда людно. И — смешно — у нас украли яйца. Итальянская сторона заставила поставить камеры наблюдения и нанять дополнительных смотрителей. Среди павильонов, расположенных вне основных площадок — Арсенала и Джардини — мы безусловные лидеры. О профессиональном интересе говорит то, что мы в третий раз уже допечатываем тираж буклетов, а первый тираж каталогов был распродан в течение нескольких дней.
Приблизительно столько же посетителей — 25 тыс. — ознакомились с проектом в интернете. Такое количество вхождений зафиксировал за неделю сайт проекта. Предмет особой гордости — он, по данным Google, идет сразу за официальным сайтом биеннале. Есть на сайте проекта раздел, посвященный истории первоисточника, вдохновившего Оксану Мась,— Гентского алтаря. Так вот, директор музея в Генте перезвонил Оксане и сообщил, что с началом биеннале резко повысилось посещение и на их сайте.
«Я верю, что после этого проекта Украина будет заметна на карте современного искусства,— говорит Оксана Мась.— Мы хотим вернуть миру эстетику красивого. Да, то, что мы предложили в этом году, было непривычным, неожиданным. Но уже сейчас масса предложений экспонировать — и в самом Генте, и в Нью-Йорке, и в России. В Милане, например, предлагают установить панели с мозаичными фрагментами на крышах и осматривать с вертолетов. Меня порадовал мой сотрудник, обучающийся в «Сотби». Этот аукционный дом своим слушателям дает «задание на лето». Так вот, всем группам — и критикам, и галеристам — рекомендовано на Венецианской биеннале кроме Джардини и Арсенала обязательно посетить украинский павильон. Я надеюсь, что после нашего проекта на Украину будут смотреть, как на некую лабораторию искусств».