Аукционный дом Christie’s 20 июня предложит на торги «Искусство импрессионизма и модернизма» в Лондоне картину Пьера Огюста Ренуара «Купальщица». Эстимейт этого знакового произведения, написанного в 1888 году, — 12-18 млн. фунтов стерлингов. В целом список топ-лотов включает в себя произведения наиболее выдающихся представителей искусства конца XIX — начала ХХ веков. На аукцион выставлен 71 лот с общей предварительной оценочной стоимостью от 86,525 млн. до 126,740 млн. фунтов стерлингов
Картина Ренуара, выставляемая на продажу впервые за 15 лет, представляет собой настоящий шедевр с безукоризненным провенансом. В прошлом «Купальщица» находилась в коллекциях Робера де Бонньера, Эдриена Гебрара, принца Ваграмского и, наконец, Георга Рейнхарта. В последний раз этот холст ушел с молотка за $20,9 млн., установив мировой ценовой рекорд на полотна Ренуара с изображением обнаженных женщин. «Рекордные показатели аукционов искусства импрессионизма и модернизма, которые прошли в Нью-Йорке в мае и в начале года в Лондоне, отлично продемонстрировали тот факт, что спрос на работы данной категории сегодня высок как никогда,— заявил Джей Винче, руководитель вечерних торгов Christie’s, посвященных искусству импрессионизма и модернизма. — На июньский аукцион будет выставлен целый ряд произведений из выдающихся собраний, которые, без сомнения отвечают современным ожиданиям коллекционеров. Многие из работ выставляются на продажу впервые за несколько десятилетий. Высочайшее качество, редкость и безупречный провенанс — все это именно те качества, которые отличают лоты данных торгов, список которых возглавляет превосходное полотно кисти Ренуара».
Картина «Купальщица» стала своего рода переломным моментом в творчестве Пьера Ренуара. Именно в это время художник с все более возрастающим интересом обращается к изображению обнаженных женских тел (чаще всего в образе купальщиц), которые до начала 1880-х гг. довольно редко встречаются на его полотнах. В картине явственно ощущается влияние классической традиции, ведь поза изображенной на полотне женщины напоминает находящуюся в собрании парижского Лувра скульптуру купающейся Афродиты. В то же время Ренуар, как и Мане, интерпретирует классический сюжет по-своему, украшая его целым рядом реалистических деталей. В год своего создания картина выставлялась в галерее дилера художника Поля Дюран-Рюэля наряду с творениями таких художников, как Гюстав Кайботт, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и Джеймс Эббот Макнил Уистлер. Работы Ренуара, созданные начиная с этого периода, оказали существенное влияние на творчество целого ряда художников, а произошло это во многом благодаря его уникальной способности сочетать красоту с монументальностью, создавая при этом творения, очарование которых неподвластно времени. Во многом этому способствовал сознательный отказ Ренуара от любых деталей, дающих однозначное указание на определенную эпоху. Вместо этого он, как, например, в данном случае, ограничивался лишь полотенцем и браслетом на руке женщины — предметами, одинаково узнаваемыми как в наши дни, так и столетия назад.