«Цай Гоцян — 1040 метров под землей» — так называется проект всемирно известного китайского художника, созданный и демонстрируемый в донецком арт-центре «Изоляция. Платформа культурных инициатив»
Это первая персональная выставка китайского мэтра Цай Гоцяна в Украине. Художественный директор визуальных и специальных эффектов на церемониях открытия и закрытия летних Олимпийских игр в Пекине в 2008 г., обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале 1999-го и куратор первого китайского павильона на биеннале в 2005-м, обладатель множества международных наград в арт-сфере Цай Гоцян создавал две новые инсталляции прямо на месте, отражая специфику и особенности Донбасса, из местных материалов, и привлекая к сотрудничеству художников и волонтеров.
«Первый год существования нашего фонда был посвящен формированию программы, и мы потратили много усилий на то, чтобы выбрать именно того художника, деятельность которого отражала бы нашу миссию,— рассказывает «i» менеджер «Изоляции» по стратегии Виктория Иванова.— Из художников, работающих исключительно над проектами в диалоге со спецификой местного пространства (site-specific), Цай Гоцян показался нам самой идеальной кандидатурой. Его серия работ, «Проекты для инопланетян» — очень поэтичны и одновременно социокритичны, они затрагивают темы, привязанные к конкретным местам и ситуациям, но одновременно несущие глобальный резонанс. Именно его акцент на диалектику глобального/локального и был причиной нашего предложения о сотрудничестве. Кстати, когда мы написали Цай Студио с нашим предложением, были приятно удивлены быстрому ответу его команды. Цая заинтересовало наше предложение, так как он очень хотел осуществить проект в этой части мира, и наша суровая индустриальная среда его очень приворожила».
Название проекта родилось из личного опыта художника после посещения в мае этого года соляных и угольных шахт Донбасса. Тогда он повторил ежедневный путь шахтеров, спустившись под землю на глубину 1040 м и пройдя еще более километра по подземному туннелю. Выбравшись на свет божий, он покорил 50-метровый террикон, и, как написано в релизе проекта, «там ему открылся захватывающий вид города — белый дым фабричных труб, ярко-оранжевый водопад плавящейся стали, блестящей в лучах заката, и символы индустриального прошлого».
Одна из частей проекта — «Портреты на плечах» — сплав китайского восприятия и донецкой действительности. Картины «написаны» порохом, причем местным, с натуры. «Мы почти полгода вели переговоры с руководством шахт,— рассказывает «i» PR-координатор проекта Татьяна Филевская.— Цай Гоцян делал наброски портретов шахтеров после смены, им объясняли суть проекта. Были ли возражения? Нет, что вы, шахтеры проявляли интерес: портреты, нарисованные порохом, а потом поджигаемые,— это интригует. Мы их всех пригласили на открытие. Сами «пороховые» картины создавались с набросков на территории арт-центра «Изоляция».
Что в этот проект привнесено из китайской действительности? Выставочная площадка разделена на две части соляной и угольной насыпями. Портреты шахтеров — в деревянных рамах, именно в таких на китайских демонстрациях носили парсуны лидеров КНР.
«С юности мечтал побывать в Советском Союзе, позже — в одной из стран постсоветского пространства. Среди моих учителей были художники советской школы живописи,— рассказывал Цай Гоцян.— Поэтому, получив приглашение в Донецк, потеснил в своем плотном графике другие проекты. Я вырос в коммунистическом Китае. Именно поэтому в инсталляции с угольными и соляными насыпями «Портреты на плечах» портреты шахтеров установлены на подставках, на которых носили портреты лидеров во время наших парадов. Изучая историю этого города, я нашел фотографии советских парадов в Донецке и понял, что такие рамы будут совершенно уместны в данном проекте. Порох, который я использую для создания своих работ, очень похож по своему составу на ваш уголь. Я знаю, что такого угля антрацита, который содержит много углерода, в Европе очень мало. И у него такая же формула, как и у бриллианта. По сути, в инсталляции использован черный бриллиант, и в этом есть особая символика, ведь он дорогой не только как редкий материал, но и тем, как его добывают. Перед вами одновременно — красота, сила и тяжесть Донецка».
«Колыбельные», вторая инсталляция, созданная Цай Гоцяном,— постиндустриальная, со снами о прошлом и с неясными мечтами о будущем. В бывшем заводском помещении, пережившем пожар, размещены девять вагонеток, покачивающихся словно колыбели. На «пологи» будут транслироваться пропагандистские, документальные и художественные фильмы советской эпохи. «Погремушки» — из прошлой жизни завода: музыкальные инструменты из клуба, шахматные доски и куклы-пупсы из детсада и пр.
В подготовке проекта задействовано около 150 человек — студия Цая (15 человек), команда «Изоляции» (20 человек), 50 волонтеров, 19 художников, 27 шахтеров, а также команда документалистов и многие другие. Весь процесс подготовки — от эскизов до создания пороховых картин — был публичным, желающие могли наблюдать за ним, зарегистрировавшись на сайте «Изоляции». Выставка продлится до 13 ноября.
________________________________
Цай Гоцян
Цай Гоцян родился в 1957 г. в Цюаньчжоу, провинция Фуцзянь, Китай. Изучал сценический дизайн в Шанхайской театральной академии; с тех пор диапазон его деятельности в искусстве значительно расширился, включив рисунок, инсталляцию, видео и перформанс. Во время пребывания в Японии с 1986-го по 1995 г. он начал изучать свойства пороха для своих рисунков, что в конечном итоге привело его к масштабным экспериментам со взрывчатыми веществами и к разработке его знаковых взрыв-событий.
Опираясь концептуально на восточную философию и социальные проблемы современности, эти проекты и события предполагают наладить информационный обмен между зрителями и огромной Вселенной вокруг них с учетом местных особенностей культуры и истории. В настоящее время художник живет и работает в Нью-Йорке.
В 1995 г. Цай был награжден премией The Japan Cultural Design Prize («Приз Японии за дизайн в культуре»), а в 1999 г.— получил Золотого Льва на 48-й Венецианской биеннале. В последующие годы его достижения пополнили награды: AICA — The International Association of Art Critics (Международная ассоциация искусствоведов и арт-критиков); New England for Best Installation or Single Work in a Museum («Новая Англия — за лучшую инсталляцию или отдельную работу для музея»), 2005 г.; The 7th Hiroshima Art Prize (2007 г.); The 20th Fukuoka Asian Culture Prize (2009 г.) и первое место — за лучший проект в публичном пространстве от Международной ассоциации искусствоведов и арт-критиков (AICA): Fallen Blossoms («Опавший цвет»), 2010 г.
Осенью 2010 г. Цай создал Odyssey («Одиссею») для Музея изобразительных искусств в Хьюстоне. Установленная как одна из постоянных частей Portals Project (проекта «Портал»), она на сегодняшний день является и одной из самых больших его пороховых картин. Еще одна персональная выставка Sunshine and Solitude («Солнечный свет и одиночество») была показана в Museo Universitario Arte Contemporneo (Музей современного искусства) в Мехико.