Выступлением в Большом зале Киевской консерватории с большим успехом завершился концертный тур по трем городам Украины знаменитого бразильского певца и гитариста Фило Машадо «Солнечная босанова». Композитор и популяризатор босановы выходил на сцену в сопровождении виртуозных музыкантов Арка Овруцкого (басист, который еще в качестве джазового импресарио и организовал весь тур), Адриано Сантоса (ударные) и Джорже Континенчино (саксофон, флейта)
Теплая, непринужденная, если не сказать дружеская атмосфера в зале установилась буквально с первых же аккордов, а сам хэдлайнер концерта — главный герой вечера Фило Машадо, коренастый, невысокий и подкупающий своей искренностью и характерным обволакивающим, мягким, порой как бы мяукающим голосом «завел» публику без особых усилий. Буквально с первых же минут зрители с ходу подхватывали практически все мелодии, даже несмотря на их довольно непростую джазовую гармонию. Впрочем, знатоков классической босановы, очевидно, и составивших большинство присутствующих в этот вечер в консерватории зрителей, такие знаковые вещи, как, например, The Girl From Ipanema, Corcovado, Insensatez, Desafinado или Anos Dourados, просто не могли оставить равнодушными. Собственно, The Girl From Ipanema («Девушка из Ипанема»), созданная и впервые исполненная отцами-основоположниками босановы Жуаном Жилберту и Антонио Карлосом Жобимом, является наиболее известной и узнаваемой в мире. Это неспроста. Ведь босанова, по сути, родилась в Ипанеме, престижном районе Рио-де-Жанейро. Некоторые по какому-то недоразумению и до сих пор считают эту музыку отражением настроений бразильской бедноты, что ни в коем случае не соответствует истине. Между тем босанова возникла на основе традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшихся на дорогих вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Правда, вскоре босанова «вышла на улицу» и перестала быть «музыкой для избранных». Она зазвучала в клубах, арт-кафе и просто под небом больших и малых городов. Целое созвездие талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним — Том Жобим), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилось всеобщего признания, причем не только в Бразилии, но и во всем мире.
Кстати, за полчаса до киевского концерта господин Машадо со товарищи провел краткую пресс-конференцию, во время которой, отвечая на вопрос «i», он особо отметил свое былое сотрудничество с Мишелем Леграном. Что ж, неудивительно, что под сводами киевской консерватории леграновские мелодии в жаркой, неподражаемой южноамериканской аранжировке прозвучали в какой-то исключительно задушевной интонации.
Надо сказать, что за всю свою 40-летнюю карьеру Фило Машадо сотрудничал не только с оркестрами Мишеля Леграна, но и Поля Мориа. Он участвовал в фестивалях на равных с такими легендами, как Рэй Чарльз, Джимми Хэндрикс и Дайана Росс. В 2000 г. альбом Машадо Cantando Um Samba номинировался на Grammy, а год спустя певец и композитор принял участие в записи юбилейного концерта «40 лет босановы», удостоившегося премии Grammy в номинации «Лучший альбом латиноджаза».
Примечательно, что на фоне таких звезд, как барабанщик и перкуссионист Адриано Сантос, считающийся одним из самых ярких персонажей современной нью-йоркской джазовой сцены, Аркадия Овруцкого, которого называют чуть ли не лучшим джазовым басистом, вышедшим из постсоветского пространства, и очень сильного саксофониста и флейтиста Джорже Континенчино, очень ярко, мощно и свежо выступили украинские джазмены, сыгравшие несколько вещей. Прежде всего хотелось бы отметить киевского джазового пианиста и аранжировщика Алексея Саранчина, известного широкой публике как в облике лидера собственного квартета, так и в качестве участника ансамблей контрабасиста Дениса Дудко Dudko Quintet и Dudko Sextet, группы ТНМК и проекта Святослава Вакарчука «Вночі».
Помимо своих композиторских, вокальных и музыкальных достоинств, Фило Машадо славится своим артистизмом, виртуозностью и задором. Даже в его 60 лет энергия Фило предстает фантастически неиссякаемой. Вот и в Киеве можно было сполна насладиться этими великолепными качествами удивительного бразильца. Если основная часть концерта была достаточно эмоционально ровной, хоть и отнюдь не лишенной бурных эмоций, то настоящей чувственной кульминацией стал финал выступления, на громкой ноте завершивший нынешнее украинское турне. Это произошло, говоря спортивным языком, в «дополнительное время», то есть в ходе двух искрометных бисовок. Фило, Адриано и Джорже разыграли типичную бразильскую уличную сценку: Машадо, приплясывая и выразительно жестикулируя, выдавал вокальные рулады, искусно подражая духовым инструментам. В свою очередь, Адриано выбивал барабанными палочками заразительные ритмы, выстукивая дробь прямо по настилу и бордюру сцены. Флейта Джорже игриво и тонко подыгрывала обоим. После этого зал взревел и в бурных овациях вскочил на ноги. Фило ушел, но вскоре вернулся, улегся на сцену и в этом положении принялся за исполнение попурри на темы музыки The Beatles, доведя зал до полного экстаза во время совместного пения Come Together.